Российские транснациональные корпорации

Формы экспансии российских ТНК разнообразны. Среди них выделяют:

1. Осуществление прямых зарубежных инвестиций. Финансирование зарубежных филиалов происходит преимущественно путем разовых прямых капиталовложений, после чего структурные подразделения развиваются за счёт использования собственной прибыли.

2. Трансграничные слияния и поглощения.

. Создание консорциумов. Российский монополист добычи алмазов «Алроса» является участником консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией «Андтума», бразильской «Одебрехт Дуймонти» и нидерландской «Фанензинг Б.В.» по разработке кимберлитовой трубки «Катока» в Анголе, одного из крупнейших месторождений алмазов мира.

. Приобретение лицензий. Покупаются лицензии на право поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на территориях принимающих стран. Особое внимание уделяется стратегическим видам минерального сырья, импортируемого в Россию (бокситы, марганцевые руды, титановый концентрат).

Географическое распределение деятельности российских ТНК довольно ограниченно. Основные регионы - СНГ, Центральная и Восточная Европа, США и Африка. Отсутствуют значимые инвестиции в Азиатском регионе (кроме азиатских республик СНГ и Турции). В странах - мировых лидерах по привлечению мировых лидерах по привлечению прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), таких как Индия и Китай, вообще нет значительных российских инвестиций, что свидетельствует о высокой конкуренции на данных рынках за привлекательные активы. В странах СНГ основными направлениями экспансии российских компаний являются страны-участницы соглашения об учреждении единого экономического пространства (Украина, Казахстан и Беларусь), при этом Украина - лидер по прямым зарубежным инвестициям из России, как по отраслевой диверсификации, так и по стоимости активов российских компаний. По географическому охвату наилучшие позиции имеют «Лукойл» - 182 предприятия в 43 странах и «Газпром» - 105 предприятий в 32 странах.

Важнейшим направлением транснационализации российского бизнеса становится и Африканский континент (его сырьевой и машиностроительный секторы). Африка - реальная альтернатива наращиванию добычи сырья внутри России, возможность укрепить российские позиции на мировых сырьевых рынках. Важной особенностью африканской ресурсной базы является низкая себестоимость добычи, более комфортные и непредвзятые условия для крупного российского бизнеса.

Присутствие российского инвестиционного капитала на рынках развитых стран Западной Европы и Северной Америки пока невелико. Пример: «Северсталь» и «Евраз» приобрели металлургические компании в Италии.

Рассмотрим прямые инвестиции российских компаний в США. Объём накопленных в США прямых инвестиций России, по данным российской статистики, на конец сентября 2010 года составил 5,65 млрд. долларов, то есть был равен 8,74 % от всех прямых российских инвестиций за рубежом. В общей сумме зарубежных российских инвестиций США занимали третье место, уступая Нидерландам и Кипру.

Начало инвестиционной деятельности в США положили российские нефтяные компании. В 2000 году компания «Лукойл» за 71 млн. долларов приобрела сеть автозаправочных станций “Getty Petroleum Marketing” (почти 1300 АЗС), а в январе 2004 года - ещё 795 АЗС, принадлежащих компании “Conoco Phillips” (сумма сделки оценивается в 375 млн. долларов). С 2004 года «Лукойл» владеет в США 2,2 тыс. АЗС, 30 из которых уже работали под оригинальным российским брендом. При этом главным средством увеличения российских капитальных вложений в материальную среду США было проведение трансграничных сделок по покупке действующих американских компаний.

Активизация вывоза прямых инвестиций из России в США наблюдается с 2003 года, когда российские металлургические компании стали осуществлять крупные сделки в сфере слияний и поглощений в этой стране. Так, в 2003 году «Норильский никель» за 364 миллиона долларов приобрёл 56% акций корпорации «Steelwater Mining” (штат Монтана), занимающейся производством и сбытом металлов платиновой группы, прежде всего палладия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...