Российские транснациональные корпорации

В 2012 году в рейтинг крупнейших компаний Fortune Global 500 вошли семь российских компаний: «Газпром» (поднялся с 35 места на 20), «Лукойл» (49 место в мировом списке), «Роснефть» (137 место), ТНК-ВР (198 место), «Сбербанк» (304 место), АФК «Система» (315 место), «Сургутнефтегаз» (430 место).

Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является Гигантская организационно-хозяйственная структура РАО "Газпром" - 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. "Газпром" является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. "Газпром" имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности "Газпрома" стала Германия. Ценность германского рынка заключается в том, что через эту страну проходят все основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. "Газпром" через совместное предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

Успешная деятельность российского газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно, укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл", в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием "ЛУКойл" образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве. В 1998 г. "ЛУКойл" и американская корпорация "Коноко" подписали меморандум о совместном освоении месторождений нефти в российском Тимано-Печорском нефтегазоносном районе.

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную компанию "Алроса". В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де Бирс" и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией "Эндиама" и бразильской "Одебрехт майнинг сервис" она участвовала там в строительстве горно-обогатительного комбината производительностью 1,6 млн т руды в год. Первая очередь комбината в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. В 1998 г. компания "Алроса" приступила к разработке месторождений алмазов в другой африканской стране - Намибии.

В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные корпорации - основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики.

Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ).

Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...