Анализ платежного баланса АР

Платежный баланс, являющийся составной частью расчетного баланса - это одно из важных направлений оценки внешнеэкономических связей Азербайджана. Поскольку платежный баланс одновременно отражает импорт-экспорт товаров и услуг, выплату иностранных долгов и движение капитала, анализ его структуры и изучение его влияния на курс национальной валюты, объем денежной массы и на экономику страны в целом, очень важен. В экономической литературе существует много определений платежного баланса, но в принципе их сущность одинакова. В методологическом справочнике Центрального Банка Азербайджанской Республики указано, что платежный баланс страны - это отношение между общей суммой денег, поступающих из других стран и суммой платежей (выплат) денег другим странам. Платежный баланс Азербайджанской Республики - есть система статистических показателей, отражающих результаты всей экономической деятельности между резидентами и нерезидентами за отчетный период. Разработка платежного баланса отражает полноценную информацию о платежеспособности республики и имеет большое значение при регулировании внешней торговли, инвестиций, валюты и валютного контроля, определении курсовой политики. Платежный баланс является отчетом, раскрывающим международные операции, происходящие между гражданами данной страны и других стран. Платежный баланс - это таблица, показывающая торговлю товарами и услугами одной страны с другими странами, выплаты, производимые при этом, а также, если выплаты не были произведены, оставшийся долг. Платежный баланс - это систематическое цифровое отображение экономических операций с зарубежными странами, осуществляемое населением, предприятиями и организациями, расположенными на территории данной страны. Кроме того, платежный баланс является систематической регистрацией экономических операций, производимых физическими лицами, фирмами или структурами этой страны в зарубежных странах. Операции, указанные в платежном балансе, производятся между физическими и юридическими лицами, расположенными на территории страны и экономическими единицами, находящимися за рубежом. По своей сущности, платежный баланс, с одной стороны, хотя и отражает экономическое состояние страны и ее валютно-финансовые связи с другими странами мира, с другой стороны, показывает эффективность участия этой страны в международном разделении труда.

Говоря конкретнее, платежный баланс является статистической таблицей, отражающей эффективность валютной политики, осуществляемой в стране.

Платежный баланс оказывает серьезное влияние на экономику страны, её экономический рост, поэтому, анализ его отдельных статей по различным периодам имеет особое значение. Состояние платежного баланса оказывает серьезное влияние на изменение валютного курса, валютные резервы, иностранный долг страны, и самое главное, на направления экономической политики, проводимой в стране. Так как платежный баланс одновременно отражает и диспропорции в экономике страны, важное значение имеет изучение факторов, влияющих на него. За последние годы такие факторы, как продолжение высоких темпов экономического роста в Азербайджане, повышение спроса на импортные товары, расширение притока капиталов в условиях улучшения инвестиционной среды, повышение цены нефти на мировых рынках обусловили значительное улучшение параметров платежного баланса. Впервые с 1999 года, в платежном балансе появилось положительное сальдо, которое с 2004 года приняло стабильный характер. Как видно из данных таблицы 1, в 2004 году положительное сальдо платежного баланса составило 244 млн. долл. В 2008 году, положительное сальдо достигло самого высокого предела в 12,5 млрд. долларов, выросло по сравнению с прошлым годом примерно в 9 раз и стало равным 24,6% от ВВП. Однако, начиная с 2006 года, вывоз доходов, приходящихся на долю зарубежных инвесторов, оказал отрицательное воздействие на активную часть платежного баланса. В целом же, за период с 2005 по 2010 гг. репатриация инвестиций составила 20,2 млрд. долл., что составляет для соответствующего периода 9,5% от ВВП. В будущем, ожидается усиление этих тенденций.

Таблица 1

Структура платежного баланса Азербайджана

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Текущие счета

Внешнеторговый баланс

-373

319

161

3299

7745

15224

23012

14583

19730

Экспорт товаров

612

1858

3743

7649

13014

21269

30586

21097

26476

Нефтегазовый сектор

305

1579

3233

6883

12075

20190

29143

19970

25108

Другие сектора

307

279

510

766

939

1079

1443

1127

1369

Импорт товаров

-985

-1539

-3528

-4350

-5269

-6045

-7574

-6514

-6746

Нефтегазовый сектор

-64

-147

-1624

-1927

-1752

-1292

-1064

-700

-838

Другие сектора

-921

-1392

-1958

-2423

-3517

-4753

-6510

-5814

-5908

Баланс услуг

-132

-225

-2238

-1970

-1923

-2131

-2343

-1613

-1733

Нефтегазовый сектор

-150

-1909

-1657

-1602

-1967

-1970

-1206

-1241

Другие сектора

-132

-125

-74

-75

-329

-164

-373

-407

-492

Всего услуг

Транспорт

-16

-62

-12

-25

-84

56

112

-139

-158

Строительство

-17

-57

-172

-86

-1364

-1425

-1332

-599

-124

Доходы

-6

-12

-9

-335

-701

-5079

-5266

-3519

-3467

Текущие трансферты

111

66

45

73

189

1005

1050

722

509

Счет движения капиталов и финансов

563

924

1159

442

2973

-5760

-3557

-6019

-3590

Прямые инвестиции (чистые)

155

591

1051

29

2330

-5103

-545

146

329

В экономику Азербайджана

155

591

1068

588

4698

4291

3982

2899

3347

В иностранную экономику

-1

-1205

-286

-556

-326

-232

Репатриация инвестиций

-17

-558

-1363

-9108

-3971

-2427

-2786

Нефтяной бонус

175

37

64

100

22

68

3

1

2

Портфельные и другие инвестиции

233

296

44

313

621

-725

-3015

-6165

-3935

Изменение резервных активов

-162

7

-244

-274

-384

-2898

-12050

-2691

-1046

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования
Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и, прежде всег ...