Приоритеты государственных программ экономического развития приграничного региона
Анализируя существующие государственные стратегии и региональные программы развития Алтайского края, обобщив и укрупнив поставленные цели и задачи, можно констатировать, что важнейшие из них идентичны с аналогичными позициями региональных стратегических программ ВКО, а именно: подъем благосостояния и улучшение качества жизни населения на основе многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.
Вместе с тем, в настоящее время нельзя говорить о целостности и совершенстве стратегического регионального планирования в России. Многие российские ученые сходятся во мнении, что современные исследования форм и методов региональной экономической политики государства недостаточно опираются на методологию и инструментарий системного подхода и математического моделирования, вследствие чего имеют некомплексный характер, часто основываются на обобщении эмпирического материала, используют несовершенные приемы оценки результативности предлагаемых решений [52].
Кроме того, многие современные ученые и практики сходятся во мнении, что настало время принципиально изменить отношение к концепции управления региональным развитием и перейти к политике поляризованного развития, сфокусированного на приоритетах. То есть доминантой государственной политики должно стать ориентирование ее на стимулирование точек роста на всех территориях, с выделением опорных регионов со стимулированием их деятельности [51].
В контексте проблемы развития приграничного региона, мы пришли к выводу, что существенным недостатком существующих региональных документов является отсутствие подхода, учитывающего особенности приграничных регионов; они носят местнический характер и не учитывают конкурентные преимущества соседствующих приграничных регионов. Отсутствие комплексного подхода в стратегическом планировании приграничных территорий, слабая проработанность вопроса их межрегионального взаимодействия и сотрудничества, безусловно, на практике приводит к недопустимому игнорированию преимуществ расположения приграничных регионов, их особого геополитического значения для государств и, как следствие, упущению ряда перспективных направлений развития, реализация которых невозможна в рамках лишь одного приграничного региона. На основании изложенного, мы предлагаем использовать комплексный подход к планированию экономического развития приграничных регионов России и ориентировать стратегическую региональную политику государства на развитие опорных регионов - локомотивов роста с использованием экономического потенциала сопредельных территорий.
Обзор зарубежного опыта поляризованного развития территорий, состояние вопроса в России в настоящее время, предложения по адаптации данного принципа для развития экономик приграничных регионов изложены в следующем разделе работы.
Немного больше по теме
Понятие предпринимательской деятельности
Чем
же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью,
что движет им?
С
точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип
мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение
проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя
значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...