Приоритеты государственных программ экономического развития приграничного региона

В «Стратегии 2020» можно выделить три ключевых элемента:

Во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав по объему ВВП, среднедушевому доходу и по ряду других параметров.

Во-вторых, это изменение качества развития - переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели.

В-третьих, фундаментальные социальные изменения - инвестиции в человека, создание всех условий для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина [142].

Член экспертной группы №1 по обновлению «Стратегии-2020» «Новая модель экономического роста», советник ректора РАНХиГС К. Рогов отмечает, что прежняя модель экономического роста в России исчерпала себя. По его мнению, для успешного становления новой модели роста необходимо, прежде всего, «исправлять» вопиющие недостатки деловой среды и инвестиционного климата. Эксперт отмечает, что новая модель развития должна более интенсивно использовать имеющиеся ресурсы.

В связи с этим первая экспертная группа выделяет основные черты новой модели. Во-первых, необходимо исправить недостатки деловой среды и инвестиционного климата: необходимо либерализовать экономику с точки зрения высвобождения рыночных стимулов, сделать ее более гибкой, конкурентной. Во-вторых, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию и настроить макроэкономические условия под задачи нового этапа развития; решение этих задач подразумевает снижение государственных расходов, их доли в ВВП. Другими словами, надо увеличивать эффективность государственных расходов, стремясь при этом снизить фискальную нагрузку на бизнес. Третье направление экономической политики должно быть направлено на формирование условий для исправления демографической ситуации и роста численности населения. Четвертое направление - более полное использование конкурентного преимущества, связанного с качеством человеческого капитала. С одной стороны, уровень доходов, а соответственно издержки на труд в России выше, чем у других развивающихся стран. Это определяет более слабые позиции в конкуренции с ними в нишах промышленной сборки; с другой стороны, в России более образованное население, чем в странах, находящихся на схожей стадии развития: сохраняются научные школы и традиции.

Пятое направление новой модели роста - расширение несырьевого экспорта. Российский сырьевой сектор ориентирован на внешний спрос, в то время как несырьевая промышленность росла в 2000-е годы за счет внутреннего спроса, о чем уже говорилось. В дальнейшем, по мнению экспертов, этот источник роста будет ослабевать, и необходимо поддерживать рост за счет большей ориентации несырьевой промышленности на внешний спрос. Как показывает опыт других стран, устойчивого роста, ориентированного почти исключительно на внутренний спрос, не бывает. Необходимо сбалансировать его, необходимо искать новые ниши в мировом разделении труда, интегрироваться в международные цепочки производства. Только внешний глобальный рынок с его предельным уровнем конкуренции позволяет компаниям выйти на линию «фронтьера» - передовых технологических рубежей в своей сфере, передовых рубежей в экономии издержек и передовых рубежей качества [139].

Анализируя основополагающую государственную программу развития России, можно выделить проблемы, затрудняющие поступательное экономическое развитие государства. В России назрела объективная необходимость структурной модернизации и диверсификации экономики, в том числе, улучшение делового климата и институциональной среды, перераспределение инвестиционных потоков между разными секторами и отраслями, что, в свою очередь, возможно лишь при достижении устойчивого качественного роста основных социально-экономических индикаторов развития общества. Аналогичная ситуация характерна для экономики Алтайского края.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...