Эволюция представлений о роли государства в экономике

Критерии и принципы распределения обязанностей между государством и частной инициативой, масштабы и границы государственного участия в экономической жизни общества продолжают быть предметом острой полемики между разными идеологическими школами в XIX-XX веках.

Дж.М. Кейнс (1883-1946) теоретически обосновал необходимость расширения экономической власти государства при сохранении частной инициативы. Научной задачей Дж. Кейнса было построение теории, делающей функционирование рыночной системы более эффективным. Ученый считал источником экономических проблем капитализма именно действие внутренних сил рынка, «невидимой руки». В труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он отмечает противоречие между исходными постулатами классической экономической теории и развитием рынка на практике. Дж. Кейнс выдвигает положение о необходимости государственного регулирования экономики. Противоречием, обусловившим эту проблему были: неспособность общества регулировать полную занятость и несправедливое распределение богатства. Дж. Кейнс сформулировал причинно-следственные связи между занятостью и распределением богатства в обществе (рис.2).

Рис. 2 - Схема Дж Кейнса

Ограничителем спроса выступает стремление индивидуума делать сбережения. Регулятором потенциальных потерь личного спроса выступает инвестиционный спрос. В свою очередь, на инвестиционный спрос прямо влияет рентабельность инвестиций и их процент прибыли: как только эти параметры снижаются до уровня обычного банковского процента - рост капитало вложений прекращается.

Дж. Кейнс считал, что государство должно регулировать склонность к потреблению посредством налогов и через фиксацию нормы процента. При этом Дж. Кейнс не опровергает положения А. Смита о благотворном влиянии на рынок личной инициативы, конкуренции (невидимая рука рынка А. Смита). Кейнс дополняет теорию А. Смита постулатом о необходимости государственного вмешательства, при котором государство остается внешней, по отношению к рынку силой.

Одновременно с Дж. Кейнсом свой ответ на вызовы мирового экономического кризиса предложили представители другого направления экономической теории - неолибералисты.

Их подход принципиально отличался от взглядов Кейнса и подразумевал необходимость постоянной поддержки конкурентной среды со стороны государства. По мнению неолибералистов, рыночные механизмы сами по себе эффективны и не требуют корректировки (кроме специфических или, как сейчас выражаются «форс-мажорных» ситуаций), при этом роль государства заключается в создании и поддержании условий бесперебойной работы этих механизмов. Механизм государственного регулирования экономики в представлениях неолибералистов заключается в том, что государство создает правила, по которым действуют субъекты рынка и следит за соблюдением правил, применяя санкции в случае нарушения.

На теорию неолибералистов похожа концепция социального рыночного хозяйства (А. Мюллер-Армак). В этой концепции роль государства состоит в том, чтобы соединить свободу субъектов рынка с социальным прогрессом в экономической системе, основанной на конкуренции.

Отличия концепции А. Мюллера-Армака состоит в том, что она, во первых, эклектична - в ней соединены протестантская этика, неолиберальные представления и социальный католицизм, а, во-вторых, в ней государственному регулированию рыночной экономики придается большее, чем у неолибералов, значение. Разногласия между этими теориями носят количественный характер, так как предмет разногласий - количество, минимум государственного регулирования экономической деятельности.

Концепция социального рыночного хозяйствования была реализована на практике в ФРГ, начиная с 1948 года Л. Эрхартом. Тогда в ФРГ была проведена денежная реформа, либерализация цен на основе жесткого антимонопольного регулирования, в экономике проводилась рестриктивная денежная политика (так называемая политика «дорогих денег»). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес­ких банков и повышение уровня процентных ставок. При проведении такой политик, как правило, увеличиваются налоги, сокращаются государственные расходы, проводятся другие мероприятия, направленные на снижение инфляции. В результате, в ФРГ в 1948-1968 годах произошло так называемое «немецкое чудо» - быстрый экономический рост (12%среднегодового прироста ВВП). В этот период государство активно вмешивалось в экономику, при этом характер и способы государственного вмешательства были направлены все-таки на создание и развитие свободной рыночной экономики. В последние десятилетия, однако, экономику Германии критикуют за то, что она становится менее рыночной и более социальной.

На рубеже XIX-XX вв. в США возникло, и окончательно сформировалась к 1920-1930-м годам новое направление исследований экономических явлений, которое получило название «Институционализм». Его формирование проходило под влиянием работ представителей немецкой исторической школы, социологии и других наук. Это направление в своем развитии эволюционировало от старого (раннего, традиционного) институционализма к современному институционализму, который в свою очередь представлен несколькими направлениями. Сущность институционализма с позиций OIE (Old, or Original, Institutional Economics - старой и новой институциональной экономики) может быть сформулировано с учётом следующих пяти положений:

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Проблемы и пути бюджетного регулирования экономики региона (на примере Акмолинской области)
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как распределительных денежных отношений, обеспечивающих формирование устойчивых прямых и обратных связей хозяйственного механизма. До начала экономической и политической реформы в Республике Казахстан системные вопросы косвенного, в том числе бюджетного, воздействия на региональную экономику, не иссле ...