Эволюция представлений о роли государства в экономике

Институциональная наука не должна сводиться к предложениям по проведению экономической политики.

Институционализм активно использует идеи и данные других наук, таких как психология, социология и антропология, для того чтобы содействовать более глубокому анализу институтов и поведения человека.

Институты - это ключевые элементы любой экономической системы, и поэтому главная задача экономиста заключается в изучении институтов и процессов их сохранения, обновления и изменения.

Экономика - это открытая и эволюционирующая система, действующая в условиях природной среды, подверженная технологическим изменениям и вовлечённая в обширные социальные, культурные, политические и властные отношения.

Представление индивидуального агента как человека, максимизирующего полезность, нереально или ошибочно, необходимо учитывать институциональную и культурную среду, в которой находится человек. Следовательно, люди создают институты, а институты, в свою очередь сильно влияют на людей.

Сторонники «старого институционализма» придерживаются той точки зрения, что саморазвитие рынка без воздействия государства не может быть эффективным. Неоинституционалисты, сторонники неоклассической экономической теории, считают, что поведение экономических субъектов - первично, по сравнению с институтами, и государственное вмешательство в деятельность экономических субъектов должно быть минимально.

В изучение взаимодействия индивидуума и государства внесли значительный вклад отечественные ученые Р.Гринберг и А.Рубинштейн, предложившие концепцию экономической социодинамики. В этой концепции государство является также субъектом рынка, и действует как некоммерческая организация, то есть не имеет цели получения прибыли. Функция государства - обмен его налоговых доходов на соответствующие полезности для общества. Если государство в этой роли «ведет себя» рационально, то возникает специфический феномен, который взаимодействуя с социальной средой (институтами) стимулирует рост национального богатства.

Выводы. Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт и практика действия рыночных механизмов показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПА НЕВИДИМОЙ РУКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше по теме

Повышение эффективности нормирования труда рабочих-сдельщиков предприятия на примере ОАО Горынский агрокомбинат
Для эффективного функционирования современного производства основанного на применении сложной техники и технологий, необходима четкая организация трудового процесса, применение прогрессивных норм и нормативов, являющих основой не только организации планирования труда на рабочих местах, но и организации производственных процессов в управлении производством. Соответствие форм орга ...