Диагностика проблем устойчивого развития сельских территорий

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий включает в себя производство сельскохозяйственной продукции и сырья, расширенное воспроизводство сельского населения, улучшение качество его жизни, сохранение сельского образа жизни и культуры, поддержание природных комплексов, развитие инфраструктуры (транспортной, рыночной, информационной и т.п.) и является комплексной проблемой как в России в целом, так и в нашем регионе.

С целью управления сельской местностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приняты ведомственные программы, позволяющие решать задачи развития сельской экономики, инфраструктуры и т.д. Решение отдельных проблем рассредоточено по разным программам, что приводит к отсутствию необходимой координации действий между ее исполнителями.

В настоящее время изучению устойчивого развития сельских поселений уделяется особое внимание со стороны государства и органов местной власти. Так, согласно Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» глава района ежегодно публично отчитывается об эффективности своей деятельности. Группировка проблем осуществлялась по трем направлениям: экономические, социальные и экологические.

К основным экономическим проблемам можно отнести следующие:

. Состояние жилого фонда

является одним из тех факторов, который определяет уровень и качество жизни сельского населения и в конечном итоге влияет на показатели экономического развития сельских территорий. В сельских поселениях Омской области при незначительном росте площади жилого фонда (4,3%) наблюдается значительный рост (76,6%) площади жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах. При этом число проживающих в ветхих жилых домах увеличилось на 19,6%, а в аварийных жилых домах - на 317,6%.

В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858) отмечены мероприятия по улучшению жилищных условий сельских семей, в том числе молодых специалистов, что остается проблемой в регионе.

. Сфера коммунальных услуг. Помимо количественных показателей характеризующих жилой фонд важное значение имеет его благоустройство. Здесь также имеется ряд проблем. В частности наблюдается сокращение источников теплоснабжения на 4,6% и протяженности тепловых сетей на 16,8%.

Следствием таких изменений является то, что жители сельской местности удовлетворены услугами ЖКХ в среднем по области на 68,5 %. Минимальное значение данного показателя зафиксировано в Тарском районе (42 %).

В большинстве населенных пунктов отмечается острая проблема по обеспечению питьевой водой. Значительная доля сельского населения не обеспечена центральным водопроводом и другими системами центрального водоснабжения (колонки). Жителям приходится пользоваться открытым водоснабжением (колодцы) или привозной водой. В области протяженность уличной водопроводной сети за последние три года практически не изменилась и составила 5 254 тыс. км, но при этом 1 352 тыс. км (или 25,7%) водопроводной сети нуждаются в замене.

В отчетном году по сравнению с базисным в Омской области отмечается рост величины потребления электроэнергии на 20 кВтч на одного проживающего и природного газа - на 6,67 куб. м на одного человека населения. Данный рост не соответствуют целям Федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. (ред. от 18.07.2011), в соответствии с которым необходимо проводить мероприятия по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

. Уровень заработной платы в сельскохозяйственной отрасли является одним из самых низких из всех отраслей экономики, и темпы его роста являются недостаточными.

Уровень заработной платы работников сельского хозяйства почти в 2-3 раза ниже среднемесячной начисленной заработной платы в промышленных отраслях производства региона. Также среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве ниже среднеобластного уровня: в 2008 г. - 43,3%, в 2009 г. - 42,6%, в 2010 г. - 44,12%. Размер оплаты труда в сельском хозяйстве региона сильно дифференцирован по районам области, наиболее низкий уровень наблюдается в северных районах.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции
Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных союзах, так и в рамках крупном ...