Совершенствование ценовых отношений в региональном свеклосахарном кластере

Совершенствование взаимоотношений в кластерной структуре требует смены форм и содержания экономических связей внутри свеклосахарного подкомплекса, основными участниками которого являются сельхозтоваропроизводители, перерабатывающие и торговые предприятия. Они находятся в едином воспроизводственном процессе, работают на единый конечный результат, следовательно, их интересы должны быть гармоничными. Однако, как показывают проведенные исследования, большинство перерабатывающих и торговых предприятий не желают делиться доходами, полученными от реализации конечной продукции, хотя зачастую они определяются количеством и качеством поставляемого сырья от сельхозпроизводителей. Так, доля производителей свекловичного сырья в розничной цене в среднем за 2001 - 2008 гг. составила в расчете на 1 т сахара 38,3 %, при материально-денежных затратах на его производство 60 %. Дезинтеграция между основными участниками свеклосахарного подкомплекса негативно отразится на эффективности функционирования как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий: сокращаются объемы производства сахарной свеклы, снижается загрузка мощностей в перерабатывающей промышленности, растут затраты на конечную продукцию, снижается ее конкурентоспособность как из-за цены, так и из-за качества, сокращается потребление сахара.

В создавшихся условиях возникает объективная необходимость упорядочения производственно-экономических связей в агропромышленном комплексе, обеспечивающих взаимовыгодный интерес партнеров на базе интеграции и кооперации. Развитие свеклосахарного кластера обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого, экономического единства и непрерывности этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации агропромышленного производства и повышения его экономической эффективности. Некоторые ученые и специалисты в данной области считают, что добиться стабилизации в свеклосахарном подкомплексе возможно при переходе к системе закупок сахарной свеклы по договорам контрактации (без кооперации и интеграции), в соответствии с которыми заготовитель будет закупать ее у производителя по согласованной закупочной цене и оплачивать транспортные расходы, связанные с доставкой корнеплодов на завод. При этом вся произведенная продукция останется в его распоряжении. При исследовании данной формы экономических взаимоотношений производителей и переработчиков сахарной свеклы было установлено, что значительных изменений во взаимоотношениях не происходит, давальческо-натуральная форма расчетов становится давальческо-стоимостной (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Условия договоров переработки сахарной свеклы (в расчете на 1 т свеклы)*

Показатели

Договор контрактации

Договор переработки на давальческих условиях

без заявки на жом и патоку

с заявкой на жом и патоку

Базисная сахаристость, % Нормативные потери сахара при хранении, % Содержание сахара в мелассе,% Потери сахара в производстве, % Выход сахара, % Произведено сахара из 1 т свеклы, кг Стоимость сахара произведенного из 1 т свеклы, руб. Стоимость 1 т свеклы (из расчета 65 % сахара), руб. Оплата за переработку, руб. Получено патоки (выход 4 %), кг Стоимость полученной патоки, руб. переработчик производитель Получено жома, кг Стоимость полученного жома, руб. переработчик производитель Стоимость валовой продукции, руб. переработчик производитель Стоимость утилизации жома, руб. Стоимость продукции с утилизацией жома, руб. переработчик производитель

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 982,8 - 40 72 72 - 660 6,60 6,60 - 607,8 982,8 67,3 540,5 982,8

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 982,8 - 40 72 36 (20 кг) 36 (20 кг) 660 6,60 2,31 (231 кг) 4,20 (420 кг) 490,6 942,5 67,3 490,6 875,2

17,05 0,65 2,9 0,9 12,6 126 1515 - 529,2 40 72 25,2 46,8 660 6,60 2,31 (231 кг) 4,20 (420 кг) 501,7 1033,9 67,3 501,7 966,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...