Кластерная модель развития продуктового свеклосахарного подкомплекса АПК региона

Реализации этого исследования констатирует, прежде всего, импортозамещающую ориентацию кластеров для обеспечения продовольственной безопасности. Поскольку интервенция импортного сахара обусловлена не только его поставками, но и поставками сырья, а также ресурсно-технологических компонентов для перерабатывающей промышленности, вспомогательных и обеспечивающих отраслей. В приложении 30 приведена фрагментарная матрица сопряжения целевых интересов субъектов свеклосахарного кластера. Аналогичные матрицы целесообразно строить по всем производственным цепочкам, субъекты которых потенциально могут выступать в качестве субъектов кластерного образования. Для матриц, являющихся фрагментами единой матрицы сопряжения целевых интересов всех субъектов, характерным является наличие общих (объединяющих) элементов: субъекты - государство, кластер, научно-исследовательские организации, научные и образовательные учреждения, прочие организации; в ячейках охарактеризованы интересы взаимодействий субъектов одной группы (строка) с субъектами другой группы (столбец) внутри кластера. То есть сопряжение интересов двух любых групп субъектов кластерного формирования характеризуется содержанием двух ячеек, например, «государство (по горизонтали) - сахарные заводы (по вертикали)» и «сахарные заводы (по горизонтали) - государство (по вертикали)», в таблице данные ячейки обозначены номерами 1 и 2, что способствует отражению интересов сторон с позиции каждого субъекта. Диагональ матрицы отражает методологическую основу образования кластерного формирования: во-первых, это наличие конкуренции внутри кластера, что позволяет активизировать процессы саморазвития, ориентированные на инновации, во-вторых, интеграция, что проявляется в передаче накопленных знаний между субъектами и обеспечении конкурентных преимуществ кластера в целом на межкластерном уровне.

Государство является одним из значимых субъектов, так как устойчивое функционирование организаций сельского хозяйства возможно лишь при наличии адекватной государственной политики. Государство проводит свою экономическую политику по мобилизации факторов промышленно-производственной безопасности страны на разных уровнях, которые воедино увязываются в границах кластера и позволяют осуществлять преобразующий менеджмент в масштабах всей страны. В матрице приведены взаимоувязанные цели и интересы государства, которые при их достижении каждой последующей группой субъектов кластера (в производственном бизнес-цикле) способствуют, в конечном итоге, обеспечению независимости страны от импорта продуктов питания и сопутствующих их производству компонентов.

Цели кластера, так же как и цели государства, в иерархической структуре целей занимают особое по значимости место, поскольку на межрегиональном, российском и международном рынках именно кластеры выступают в качестве основной конкурентоспособной единицы. Следовательно, в каждой ячейке матрицы проведено сопряжение целевых интересов остальных субъектов кластерного формирования с учетом специфики их функционирования.

В дальнейшем необходимо провести оценку потенциала регионального свеклосахарного кластера (совокупности возможностей субъектов региона) на основе инструментов обратного реинжиниринга. Для оценки потенциала (с учетом «системы детерминант конкурентного преимущества территорий» М. Портера и ключевых факторов развития кластеров BaumanInnovation А. Праздничных) можно выделить следующие группы факторов, ранжированные по степени важности на стадии формирования кластера:

НИОКР - оценить результаты фундаментальных и прикладных исследований, проведенных и апробированных научно-исследовательскими, образовательными учреждениями и производственными организациями, используемых внутри и за пределами исследуемого региона;

человеческие ресурсы - исследовать кадровый потенциал с позиций квалификационного уровня и возможности его повышения;

инфраструктура - оценить факторы данной группы по следующим направлениям: технопарки и бизнес-инкубаторы; транспортная инфраструктура; недвижимость; объекты социальной сферы;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Платежный баланс сущность, структура, особенности
Проведение государством эффективной внутренней макроэкономической и структурной политики определяет, прежде всего, состояние платежного и расчетного баланса. Платежный баланс представляет собой таблицу, ведомость отражающую движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. В данный момент он является практически единственным комплексным документом, который охватывает в ...