Государственное регулирование рынка труда

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

По опыту промышленно развитых стран довольно эффективными мерами борьбы с безработицей являются следующие действия:

а) создается общегосударственный банк данных о вакансиях с включением в него информации, которая находится в распоряжении частных рекрутинговых агентств. Для этого правительство предоставляет данным агентствам пакет налоговых льгот, объем которых напрямую зависит от числа людей, трудоустроенных этими структурами;

б) создается закон о добровольном страховании от безработицы, согласно которому взносы работника на эти цели не облагаются подоходным налогом, а работодатель (в определенных пределах) может производить такие взносы в счет сумм, которые идут на обязательное социальное страхование;

в) создается порядок, при котором работодатель, трудоустроивший зарегистрированного безработного, получает вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

г) создается специальная программа по привлечению безработных к труду в малом бизнесе и аграрной сфере (бесплатное выделение офисов, земли и присоединение к инженерным коммуникациям, льготное кредитование, лизинг техники и оборудования и т.д.).

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить полную, эффективную и свободную занятость.

Заключение

Итак, подведем итоги вышесказанного. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором значительная часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Её порождают процессы, которые происходят в масштабах национальной экономики. Она оказывает влияние на развитие всей страны.

Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяется уровнем занятости. Равновесие на рынке труда достигается в том случае, когда спрос на труд равен предложению труда.

По отношению к отдельно взятому человеку безработица выражается в том, что человек вопреки своему желанию не может найти себе работу, обеспечивающую ему необходимый для его существования доход.

Крайне важны для понимания положения, которое сложилось на российском рынке труда, являются социально-демографические характеристики безработицы. Необходимо отметить резкий неблагоприятный сдвиг в структуре безработных в сторону социально уязвимых групп: работников старших возрастов, женщин и молодежи. Они охвачены наиболее острыми застойными формами безработицы, которая все больше принимает структурно-циклическую форму.

Безработица среди молодежи в России выше, чем среди других возрастных групп. Это естественно, поскольку наиболее интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека.

Существует большая разница между самыми "продвинутыми" и "отсталыми" регионами России по уровню безработицы.

Несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ее невозможно полностью ликвидировать. Определенный уровень безработицы принято считать естественным. Обычно он соответствует уровню фрикционной и структурной безработицы, который сложился на протяжении ряда лет. Если безработица превышает естественный уровень (6%), то необходимо государственное регулирование рынка труда.

Задачи, которые стоят перед службами занятости в нашей стране, значительны. Это связано с тем, что гарантами занятости выступают не только государство, местные органы власти и общественные организации, но и частный сектор экономики, а также сам человек. В условиях рыночной экономики трудоустройство становится его личным делом, государство лишь оказывает ему помощь в решении таких вопросов. Потенциальные работники должны быть не только профессионально обучены, но и знать, как вести себя на рынке труда, быть образованными в правовом отношении, ориентироваться на рынке труда. Именно такое обучение населения становится главной задачей служб занятости.

Для поддержания безработных им может быть выплачено пособие по безработице примерно на прожиточном уровне, однако его выплата строго ограничена по времени. Это также заставляет трудоспособного гражданина ускорить поиск работы и трудоустроиться.

Возможно, следует обратиться к зарубежному опыту снижения уровня безработицы: создать общегосударственный банк данных о вакансиях с включением в него информации, закон о добровольном страховании от безработицы, предусмотреть льготы при налогообложении для работодателей, более рьяно привлекать безработных к труду в малом бизнесе и аграрной сфере.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Планирование расходов бюджета на культуру и искусство
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Пр ...