Государственное регулирование рынка труда
Важнейшая задача для государства - не допустить массовой безработицы. Для этого необходимо организовать такую подготовку человека к труду, когда он, несмотря на изменения в технической базе производства, условиях труда, достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладеть новыми знаниями, навыками и умениями. Судя по некоторым статистическим данным, в борьбе с безработицей наметились положительные тенденции. Так, если в 1999 г. среднее время поиска работы безработными составляло 9,7 месяца, то в ноябре 2012 г. эти данные заметно изменились и составили соответственно 7,1 месяца.
Из 1,6 млн. безработных сельских жителей 30,0% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,5 млн. безработных городских жителей - 26,2%.
В ноябре 2012г. получили статус безработного 203,2 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 32,3 тыс.человек, или на 28,4% меньше, чем в ноябре 2011г., и составили 81,4 тыс.человек.
В ноябре 2012г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 85,2 человека.
По данным проведенного обследования, в ноябре 2012г. 28,4% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 59,9% безработных - обращение к друзьям, родственникам и знакомым.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что число занятых в среднем и малом бизнесе позволяет иметь устойчивое экономическое развитие, формирует средний класс, обеспечивает стабильность и гарантии занятости для большинства граждан. Среднесрочная программа экономического развития Российской Федерации предусматривает приоритетное развитие этих форм бизнеса, равно как и индивидуальной трудовой деятельности, и на этой основе достижения высокой занятости населения. Пока же эти виды деятельности привлекают не более 2% от общей численности безработных. В определенной мере такая ситуация определяется двумя обстоятельствами: криминализацией бизнеса, с одной стороны, и коррупцией чиновничества - с другой. Устранение этих двухосновных причин - государственное дело.
Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
) стимулирование роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики;
) подготовка и переподготовка работников;
) содействие найму работников;
) социальное страхование безработицы (пособия по безработице).
Программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры имеет ключевое значение в государственном регулировании рынка труда.
Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:
пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции- 40, в Японии- 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии- 26 недель, в Великобритании- 45, в Канаде- 50 недель;
финансовая помощь безработным;
помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте ит. д.).
В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основные инструменты которого - денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.
Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.
Следовательно, государственное регулирование рынка труда- это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.
Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.
Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, которая осуществляет посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не уничтожают безработицу, но помогают упорядочить процессы устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.
Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро ит. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.
Биржи труда выполняют следующие основные функции:
оказание услуг при трудоустройстве безработных;
оказание содействия в перемене работы;
изучение спроса и предложения рабочей силы;
сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;
профессиональная ориентация молодежи;
организация переобучения и трудоустройства инвалидов;
выдача пособий безработным (в ряде стран).
Немного больше по теме
Проблемы исчисления валового национального продукта
Для анализа экономических событий, сложных хозяйственных взаимосвязей
необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. От степени
достоверности и оперативности информационных потоков зависит и качество
управления. Между тем поставляющая информацию статистика не всегда способна
успешно решить возлагаемые на нее задачи, оправдать запросы и надежды
экономистов, политиков и ...