Пути решения проблем

· зарубежные операции не кредитных финансовых организаций не входят в сферу действия существующего законодательства

. Антикоррупционные требования к услугам по трансферу денежных средств/ценностей:

· в рамках существующей системы недостает эффективного гарантирования соответствия нормам законодательства

· слишком большое внимание отводится рискам, исходящим от нелегальных путей пересылки денежных средств

· нет эффективной системы санкций

. Трансграничные декларации:

· таможенная служба не имеет должной системы сбора информации о финансировании терроризма и об отмывании денег

· административные штрафы за нарушение таможенного законодательства занижены

· работники таможни недостаточно информированы о возможностях таможенной службы в области противодействия финансированию терроризма и отмыванию денег

· недостаточно присутствие на таможне персонала, компетентного в вопросах противодействия коррупции и финансированию терроризма;

· высокий уровень коррупции на таможне;

· пересылка наличных денег контейнерными перевозками не попадает под действие законодательства.

На лицо системные ошибки государственной экономической политики в области валютного регулирования и регулирования движения капитала.

Номинально регулирование российским законодательством отношений, связанных с оттоком капитала из России, весьма обширно. Эти отношения подробно регламентируются во многих отраслях современного российского законодательства: валютной, таможенной, налоговой, антимонопольной, гражданской, банковской, финансовой, уголовной, административной и др. В последние годы прослеживается тенденция либерализации многих положений законодательства, связанных с оттоком капитала. Например, в валютном и уголовном законодательстве устранены требования об обязательной продаже части валютной выручки, контрабанда исключена из состава уголовных правонарушений и др. Кроме того, из проекта Гражданского кодекса РФ, предусматривающего масштабные изменения гражданского законодательства и рассматриваемого сейчас Государственной думой, исключены нормы, касающиеся борьбы с «фирмами-однодневками», требование о раскрытии информации о бенефициарах офшорных компаний, действующих на территории РФ, и нормы об ответственности за нарушение данного требования.

Государство должно определить, какие виды и направления движения капитала являются желательными и законными («зеленый коридор»), какие - нежелательными, но законными («желтый коридор»), какие нежелательными и незаконными («красный коридор»). Для каждого из перечисленных направлений должен быть сформирован пакет государственно-управленческих действий, процедур и требований. Существо этой политики (далее -политика в отношении трансграничного движения капитала) должно быть в открытой форме доведено до предпринимательского сообщества и сразу же подкреплено соответствующей и последовательной правоприменительной практикой - именно в этом случае будет происходить изменение парадигмы поведения предпринимателя.

Отметим, что среди субъективных причин вывода капитала значительное количество касается естественных аспектов жизни предпринимателей и членов их семей (например, лечение и обучение за границей). Законные интересы российских граждан должны признаваться государством, их реализация должна регулироваться в рамках «зеленого» и «желтого» коридоров. Однако при этом должны выявляться и наказываться злоупотребления.

Анализируя данные предложения и данные «дыры» в законодательстве РФ, можно судить о том, что пути решения проблемы есть, и, между прочим, в достаточном количестве. Но, осмелюсь предположить, что наша политическая система просто еще не готова к этому.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Проблемы исчисления валового национального продукта
Для анализа экономических событий, сложных хозяйственных взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. От степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит и качество управления. Между тем поставляющая информацию статистика не всегда способна успешно решить возлагаемые на нее задачи, оправдать запросы и надежды экономистов, политиков и ...