Анализ бюджета на примере Акмолинской области
Децентрализация расходов и передача отдельных расходных функций в местные бюджеты должны осуществляться с укреплением их доходной базы. Без единства доходной и расходной части местных бюджетов не обеспечивается эффективное воздействие бюджета на выполнение социально-экономических задач региона. Это означает, что каждый орган управления должен обладать своими финансовыми ресурсами, достаточными для организации управления экономикой и социальной сферой на своей территории. Одновременно с этим он должен обладать и относительной самостоятельностью в управлении местными налогами и сборами [52,с.32].
Бюджет государства формируется, главным образом, из налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования в результате своей деятельности, а также с доходов из казахстанского источника. Также бюджет сам выступает фактором доходов, а значит, и результатов деятельности частного и государственного секторов экономики.
Государственный бюджет - это основной финансовый план формирования и расходования денежных средств. Для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет объединяет республиканский и местные бюджеты.
Доходы бюджета - это объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе. Доходы бюджета носят прогнозный характер, и не могут быть точно установлены, в силу своих объективных причин. Можно сказать, что размеры доходов измеряют ожидания государства о том, какой прирост финансовых ресурсов оно будет иметь за предстоящий период [53,с.7].
Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятие решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача в расчете как на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию.
Для оценки роли налогов в формировании доходов государственного бюджета, нам представилась возможность сделать анализ доходной части государственного бюджета и рассмотрение, и изучение динамики и изменение структуры государственного бюджета, и узнать какова роль налогов в формировании доходов государственного бюджета (см.табл. 1).
Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в государственный бюджет за период 2010-2012 годы, (%)
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
Изменения в структуре 2012г. к 2010 г. (-), (+) |
Доходы |
100 |
100 |
100 | |
Налоговые поступления |
92,2 |
95,2 |
94,6 |
+2,4 |
Из них: | ||||
Корпоративный подоходный налог |
32,3 |
41,8 |
35,1 |
+2,8 |
Налог на добавленную стоимость |
20,5 |
17,2 |
22,1 |
+1,6 |
Акцизы |
2,5 |
1,7 |
2,1 |
-0,4 |
Индивидуальный подоходный налог |
8,3 |
6,2 |
7,5 |
-0,8 |
Социальный налог |
14,2 |
9,9 |
10,7 |
-3,5 |
Неналоговые поступления |
6,3 |
3,2 |
2,3 |
-4 |
Поступления от продажи основного капитала |
1,5 |
1,6 |
3,1 |
+1,6 |
Примечание: составлено автором на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан Республики Казахстан. [19] |
Немного больше по теме
Планирование хозяйственной деятельности предприятия
С
провозглашением нового экономического курса, определившего отказ от жестко
централизованной командно-административной системы государственного
планирования и регулирования экономики и началом реформ, вопросы, касающиеся
планирования были оттеснены на второй план. Причем, помимо вопросов, касающихся
непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены
вниман ...