Анализ бюджета на примере Акмолинской области

Децентрализация расходов и передача отдельных расходных функций в местные бюджеты должны осуществляться с укреплением их доходной базы. Без единства доходной и расходной части местных бюджетов не обеспечивается эффективное воздействие бюджета на выполнение социально-экономических задач региона. Это означает, что каждый орган управления должен обладать своими финансовыми ресурсами, достаточными для организации управления экономикой и социальной сферой на своей территории. Одновременно с этим он должен обладать и относительной самостоятельностью в управлении местными налогами и сборами [52,с.32].

Бюджет государства формируется, главным образом, из налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования в результате своей деятельности, а также с доходов из казахстанского источника. Также бюджет сам выступает фактором доходов, а значит, и результатов деятельности частного и государственного секторов экономики.

Государственный бюджет - это основной финансовый план формирования и расходования денежных средств. Для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет объединяет республиканский и местные бюджеты.

Доходы бюджета - это объем налоговых и неналоговых поступлений и сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе. Доходы бюджета носят прогнозный характер, и не могут быть точно установлены, в силу своих объективных причин. Можно сказать, что размеры доходов измеряют ожидания государства о том, какой прирост финансовых ресурсов оно будет иметь за предстоящий период [53,с.7].

Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятие решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача в расчете как на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию.

Для оценки роли налогов в формировании доходов государственного бюджета, нам представилась возможность сделать анализ доходной части государственного бюджета и рассмотрение, и изучение динамики и изменение структуры государственного бюджета, и узнать какова роль налогов в формировании доходов государственного бюджета (см.табл. 1).

Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в государственный бюджет за период 2010-2012 годы, (%)

Наименование

2010

2011

2012

Изменения в структуре 2012г. к 2010 г. (-), (+)

Доходы

100

100

100

Налоговые поступления

92,2

95,2

94,6

+2,4

Из них:

Корпоративный подоходный налог

32,3

41,8

35,1

+2,8

Налог на добавленную стоимость

20,5

17,2

22,1

+1,6

Акцизы

2,5

1,7

2,1

-0,4

Индивидуальный подоходный налог

8,3

6,2

7,5

-0,8

Социальный налог

14,2

9,9

10,7

-3,5

Неналоговые поступления

6,3

3,2

2,3

-4

Поступления от продажи основного капитала

1,5

1,6

3,1

+1,6

Примечание: составлено автором на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан Республики Казахстан. [19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Планирование хозяйственной деятельности предприятия
С провозглашением нового экономического курса, определившего отказ от жестко централизованной командно-административной системы государственного планирования и регулирования экономики и началом реформ, вопросы, касающиеся планирования были оттеснены на второй план. Причем, помимо вопросов, касающихся непосредственно государственного планирования, были незаслуженно обойдены вниман ...