Расчет экономических индексов

Индексы относят к важнейшим обобщающим показателям статистики.

Индекс - это относительный показатель сравнения двух состояний простого или сложного явления, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов, во времени и пространстве.

В теории индексного метода приняты следующие условные обозначения: - цена за единицу товара, - объем продукта в натуральном выражении, - себестоимость единицы продукции.

Индивидуальный индекс характеризует динамику уровня изучаемого явления во времени за два сравниваемых периода или выражает соотношение отдельных элементов совокупности.

Индивидуальный индекс физического объема продукции находится по формуле

(10.1)

Индивидуальный индекс цен рассчитывается следующим образом

(10.2)

Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции находят по следующей формуле

(10.3)

Если показатели каждого периода последовательно сравниваются с показателями одного периода, принятого за базу сравнения, то индексы, с помощью которых происходит такое сравнение, называются базисными.

Если показатели каждого периода последовательно сравниваются с показателями непосредственно предшествующего периода, то индексы называются цепными.

Определим цепные и базисные индивидуальные индексы цен и физического объема продукции по данным таблицы 9.1.

Таблица 10.1

Реализация угля в Калужской области

Год

Цена за 1 т., руб.

Произведено, тыс. т

2005

8600

159732

2006

8200

98249

2007

9300

127050

2008

10210

129463

2009

10670

132592

2010

12400

145712

2011

12870

157391

Вычислим цепные индексы цен:

. Это значит, что цены на уголь в 2006г. по сравнению с 2000-м годом изменились в 0,95 раз (уменьшились на 95%).

. Следовательно, цены на уголь в 2007 г. по сравнению с 2001-м годом выросли на 13%.

. Из этого следует, что цены на уголь в 2008г. по сравнению с 2002 годом увеличились на 10%.

. Т.е. цены на уголь в 2009г. выросли на 4% по сравнению с 2003 годом.

. Следовательно, в 2010 году цены на уголь возросли на 16% по сравнению с 2004 годом.

. Значение данного индекса показывает, что по сравнению с 2011 годом цены на уголь в 2006 году увеличились на 4%.

Из этого можно сделать вывод о том, что цены на уголь в 2006 году незначительно снизились, а затем с каждым годом начали расти. Самый большой скачок цен - на 16% - произошел в 2008 году.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Процесс разработки бизнес-плана туристического агентства
Турагентство - выгодный и быстроразвивающийся бизнес. Благодаря росту благосостояния граждан России в последние несколько лет растут затраты россиян на туристический отдых. В крупных городах спрос на качественные услуги туристических агентств традиционно высокий. Несмотря на негативное влияние экономического кризиса, рынок туристических услуг по-прежнему является весьма привлекате ...