Финансы предприятий

Управление финансами предприятия

Вообще управление финансами на предприятии, так называемый финансовый менеджмент, - это управление денежными потоками в целях получения прибыли в перспективе и обеспечении текущей платежеспособности. Он предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Финансовый менеджер принимает инвестиционные решения (изменение структуры активов) и выбирает источники из финансирования (изменения структуры пассивов). Одной из функций, осуществляемой финансовым менеджером, является изучение возможных источников финансирования и их структуры, выбор источника финансирования в зависимости от его целесообразности и эффективной отдачи от использования. Финансовый менеджер действует в заданных извне обстоятельствах (налоги, проценты за кредит, валютное законодательство, состояние финансового и валютного рынков и др.) и исходит из тех возможностей, которые определяются действующим законодательством в стране. Управление финансами требует не только высокой квалификации менеджера - понимания основ рыночной экономки, профессионального образования в области финансов и кредита, знания бухгалтерского учета, налогового законодательства, особенности банковского и биржевого дела, умения анализировать финансовую отчетность предприятия, но и соответствующего мышления и интуиции. Финансовый менеджер для управления финансами осуществляет прежде всего управление ликвидностью источников финансирования, оценку затрат на капитал, управление денежным оборотом, расчеты с покупателями, организацией взаимоотношений с банками и другими инвесторами, диверсификацией инвестиционной деятельности. Управление денежными потоками 1. привлечение средств на финансовом рынке; 2. денежные средства инвестируются в производство; 3. денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности. 4. денежные средства, возвращенные на финансовый рынок в виде платы за ранее мобилизованные ресурсы; 5. денежные средства, реинвестированные в производство; 6. денежные средства, направленные на финансовые вложения; 7. налоги. Финансовый рынок является основным источником внешнего финансирования (фондовый рынок - получение средств путем выпуска акций и облигаций и их продажи; денежный рынок - краткосрочные ссуды; Рынок капиталов - долгосрочные ссуды). Решение о выборе источников сопровождается оценкой затрат на привлекаемый капитал. Стоимость капитала - доступный индикативный показатель уровня риска предприятия. Это по существу ответ на вопрос: сколько стоит привлекаемый капитал? По кредитам необходимо писать издержки в виде процентов, по выпущенным облигациям (кроме суммы их погашения по номиналу) - доход владельцами в течение срока облигационного займа; дополнительный акционерный капитал потребует в будущем выплаты дивидендов на весь срок существования АО - эмитента. Если при инвестировании привлеченных средств не достигается минимально необходимый экономический эффект для покрытия затрат на капитал, то потери могут быть значительными - от снижения объема производства до банкротства. Для этого финансист должен правильно рассчитать структуру источников финансирования и структуру активов предприятия в зависимости от продолжительности использования и по объектам инвестирования. При возвращении средств на финансовый рынок (дивиденды по акциям, проценты по облигациям, проценты за краткосрочные и долгосрочные ссуды) в зависимости от эффекта их использования устанавливается дивидендная политика предприятия. Вообще, средства, полученные в результате хозяйственной деятельности, должны оборачиваться с отдачей. Но, если оборот денежных средств - медленный, то привлекаются заемные средства. По этому потребность в них определяется также оборачиваемостью оборотных средств. Необходимо в этом случае также рассчитывать излишек (недостаток) денежных средств. Временно свободные средства направляются на краткосрочные высоколиквидные финансовые активы. Методы управления финансами Как любой управленческий процесс, включающий в себя принятие решения, управление финансами предполагает проведение анализа, затем прогноза и планирования, затем выработку стратегии финансирования. Анализ позволяет выявить структурные сдвиги и темпы роста в активах и источниках финансирования предприятия, определить показатели по направлениям: • анализ ликвидности • анализ текущей деятельности; • анализ финансовой устойчивости (оценивается состав источников финансирования и динамика соотношений между ними; анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.); • анализ рентабельности (оценка общей эффективности вложения средств в данное предприятие). Основные показатели - рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала). • анализ положения и деятельности на рынке капиталов. После проведения анализа составляются прогнозы по соответствующим показателям или по направлениям анализа. Перспективный анализ финансового состояния предприятия даст информацию о будущем для решения задач стратегического управления, составленную на основе признания некоторой преемственности изменения показателей от одного периода к другому. При прогнозировании в группу экспертов привлекаются практические работники, что снижает риск нереальности прогноза. Одним из ключевых моментов для разработки прочных оценок является учет: а) уровня и динамики инфляции; б) состав и структура товарооборота. В результате прогнозирования строится прогнозная отчетность, учитывающая обороты по статьям и сальдо на начало планируемого периода, и используемая для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников и других целей. Когда определена потребность в финансах и источники их пополнения составляется финансовый план. Он отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. При этом должна сохраняться идентичность показателей годового и оперативного планов. Каждый план по управлению финансами постоянно корректируется согласно выработанной на предприятии финансовой стратегии, которая включает в себя налоговую, учетную, дивидендную политику, политику в области ценных бумаг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...