Развитие монополий в России

В российской экономике конца XIX - начала XX вв. действовали те же закономерности, которые были характерны для других капиталистических стран в это время, тем более, что Россия была не последней страной в мировом экономическом отношении. В 1913-14гг. Россия занимала 5-е место в мире по объему промышленного производства и 4-е в Европе. Конечно, разрыв между 4-ым и 5-ым местами в мире был значительным, еще больше Россия отставала по объему промышленной продукции на душу населения, в России сохранялись серьезные феодальные пережитки, но тем не менее имел место экономический рост при довольно высоких темпах, особенно в 90-е годы XIX века.

В 1909-13гг. быстро развивалось капиталистическое производство. В первую очередь развитие капитализма обнаружилось в промышленности, в банковско-кредитной системе.

В России в 80-х годах XIX века наблюдались процессы концентрации производства, монополизации, они стали особенно быстрыми в начале XX века, в частности в связи мирового экономического кризиса 1900-1903гг., который сильно затронул Россию.

Принято выделять следующие этапы процесса монополизации в экономике России:

. 1880-90е годы. Возникают первые монополистические объединения в виде картелей и синдикатов. Они ориентируются на раздел рынков сбыта и сырья. К этому сводится главное содержание их монополистической деятельности. Считается, что к 1900г. в стране было около 30 картелей и синдикатов. Для этого периода характерна недолговечность этих монополистических объединений.

. 1900-1908гг. Возникают крупные синдикаты, устанавливается господство монополистических структур в важнейших сферах экономики. Именно в это время синдикаты серьезно поднимают цены на производимую продукцию. Возникают банковские монополии.

. Промышленный подъем 1909-13гг. Создание групп синдикатов, которые боролись за сферы влияния, появление концернов и трестов, хотя они часто оставались под вывеской синдикатов, формирование финансового капитала, который является промышленным капиталом, слившимся с банковским капиталом.

. I мировая война (1914-17гг). Сращивание финансового капитала с государственным аппаратом. В марксистской литературе это называют появлением государственно-монополистического капитализма. Наиболее крупные первые монополистические объединения: Синдикат гвоздильных и проволочных заводов (1886г.), синдикат сахарозаводчиков (1887г.). На втором этапе можно выделить: Картель паровозостроительных заводов (1901г.), “Общество трубопродажи” (1902г.) синдикат “Медь”, “Продаруд” (продажа руды), в 1908г. - Лодзенский хлопчатобумажный синдикат. К третьему этапу относятся: 1909г. - Российское Общество Пароходства и Торговля, которое занималось торговыми перевозками по Азовскому и Черному морям. В 1909г. - синдикаты “Платина” и “Проволока”. В 1912г. - синдикаты “Электропровод” и Русская генеральная нефтяная корпорация со штаб-квартирой в Лондоне. В 1913г. - “Табачный трест”.

Считается, что Россия по уровню монополизации экономики занимала одно из первых мест в мире. Известно, что в 1914г. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек было занято 56,5% всей промышленной силы России. К числу высококонцентрированных относились отрасли тяжелой промышленности, а также легкой. В текстильной промышленности на предприятиях с числом рабочих свыше 1000 человек было занято свыше 80% всей рабочей силы этой отрасли.

Это имело и серьезные социальные последствия. Поскольку сосредоточение на небольшом количестве крупных предприятий огромного количества рабочих, получавших низкую заработную плату и живших в плохих условиях, создавало блестящие условия для революционной пропаганды, для подготовки к революции, чем активно пользовались левые силы. Некоторые монополистические объединения были весьма могущественными. Например, синдикат “Продамет” одно время концентрировал в своих руках до 90% продажи металлоизделий в России.

Концентрации производства и формированию монополистических структур способствовали различные органы и Советы съездов. Например, Совет съездов фабрикантов сельхозмашин и орудий, совет съездов бакинских нефтепромышленников и др.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...