Методика анализа показателей по труду и заработной плате работников промышленной организации
(1)
где ПТ- производительность труда, млн. р.;
V - объем производства продукции, млн. р.;
Ч - численность работников, чел.
Этот показатель обычно называют выработкой на одного работника.
Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость.
Показателем, обратным производительности труда, является трудоемкость. Трудоемкость показывает, какое количество живого труда необходимо затратить на изготовление единицы продукции или на единицу определенного объема работы при данном техническом уровне организации, уровне цен.
Трудоемкость (ТЕ) - затраты труда в расчете на единицу выработанной продукции рассчитывается по формуле (2), [17, 224 c.]:
(2)
где Q - объем продукции (работ, услуг), млн.р;
Т - затраты труда на данный объем продукции (работ, услуг),чел.;
ТЕ - трудоемкость, час.
В зависимости от способа измерения объема продукции (Q) различают натуральный, условно-натуральный и стоимостный методы измерения производительности труда.
Натуральный метод предполагает измерение объема продукции в натуральных единицах (кг, л, м, шт. и т.д.). Используется на отдельных рабочих местах, в производственных бригадах, цехах, организациях, специализирующихся на выпуске однородной продукции (работ, услуг).
Условно-натуральный метод является модификацией предыдущего метода и предполагает измерение объема продукции в условных натуральных единицах (тоннах условного топлива, условных консервных банках, условных кирпичах и т.д.). Используется в тех случаях, когда вырабатывается разнородная продукция, которая имеет одинаковое потребительское назначение.
Стоимостный метод предполагает измерение объема продукции в денежных единицах. Используется в том случае, когда вырабатывается разнородная продукция.
Для целей сравнения показателей производительности труда с другими показателями, исчисленными в фактических ценах, целесообразно использовать объем произведенной продукции (работ, услуг) в фактических ценах, выручку от реализации продукции (работ, услуг), добавленную стоимость в фактических ценах, чистую добавленную стоимость в фактических ценах.
Для целей сравнения динамики показателей производительности труда с динамикой других показателей, исчисленных в сопоставимых ценах, целесообразно использовать объем произведенной продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, добавленную стоимость в сопоставимых ценах, чистую добавленную стоимость в сопоставимых ценах.
В тех случаях, когда продукция (работы, услуги), произведенная разными производственными подразделениями или в разные периоды времени, значительно различается по материалоемкости, уровень и динамику заработной платы целесообразно рассчитывать исходя из показателей добавленной стоимости или чистой добавленной стоимости.
Затраты труда (T) характеризуются среднесписочной численностью работников; отработанными человеко-днями; отработанными человеко-часами. В зависимости от формы выражения затрат труда рассчитываются следующие показатели выработки.
Средняя часовая выработка рабочего рассчитывается по формуле (3), [17, 225 c.]:
(3)
где Q - объем продукции (работ, услуг), выработанной в отчетном периоде, млн.р.;
Тч - общее количество фактически отработанных рабочими в отчетном периоде человеко-часов;
Вч - среднечасовая выработка, млн.р
Средняя дневная выработка рабочегорассчитывается по формуле (4), [17, 225 c.]:
(4)
где Q - объем продукции (работ, услуг), выработанной в отчетном периоде, млн. р.;
Тд - общее количество фактически отработанных рабочими в отчетном периоде человеко-дней.
Средняя месячная (квартальная, годовая или за любой период с начала года) выработка работника рассчитывается по формуле (5), [17, 225 c.]:
Немного больше по теме
Понятие рынка. Типы рынков и их особенности
Рынок
представляет собой место, где происходит соединение спроса и предложения. Более
точным с экономической точки зрения определением является следующее: рынок -
это форма общественных отношений, сущностью которой является взаимная
купля-продажа товаров. С одной стороны, рынок - это сфера отношений между
различными субъектами экономики (т.е. производителями и потребителями), а с
дру ...