Модели поведения фирм в условиях олигополии

Представим модель Бертрана как модель конкурентных торгов, результат этот приобретет больший смысл. Допустим, что одна из фирм участвует в торгах, назначая цену выше предельных издержек. Тогда другая фирма всегда может получить прибыль, сбивая эту цену. Отсюда следует, что единственная цена, "сбивания" которой не может ожидать ни одна из фирм, есть цена, равная предельным издержкам.

Часто можно наблюдать, что в результате конкурентных торгов с участием фирм, не готовых к сговору, устанавливаются цены, намного ниже тех, к которым можно было бы придти каким-то другим способом. Это явление есть не что иное как пример логики конкуренции по Бертрану.

Рассмотрим модели ценового лидерства доминирующей фирмы на отраслевом рынке - модели Форхаймера. В модели Форхаймера предполагается ситуация, когда активная фирма, обладая рыночной властью, определяет цену товара, а конкурентное окружение, или фирмы-аутсайдеры, являются ценополучателями. Фирмы-аутсайдеры ведут себя как совершенно конкурентные фирмы в смысле следования цене, установленной фирмой-лидером, и максимизации прибылей при условии равенства цены их предельным издержкам.

Отраслевые структуры, где наблюдается доминирование какой-либо фирмы в производстве или продажах, встречаются нередко. Способность некоторых фирм обеспечить и поддерживать такие значительные доли на рынке, в то время как другие фирмы не могут этого достичь, отражает определенную эффективность или преимущество в издержках доминирующей фирмы. В то же время одновременное существование большого числа меньших (по объему производства или продаж) фирм на таком рынке говорит о том, что, хотя доминирующая фирма и имеет преимущество в издержках. Оно не так велико, чтобы позволить этой фирме производить в объеме спроса всего рынка (удовлетворить весь рыночный спрос) по цене ниже издержек, по которым какая-нибудь другая фирма могла бы выпускать даже небольшой объем продукции. Наличие доминирования фирмы на рынке часто объясняется именно разницей в издержках производства. Это преимущество может быть основано на следующих факторах:

. фирма обладает определенной технологией, защищенной патентом, позволяющей ей производить товары или услуги с меньшими издержками, чем ее конкуренты;

. фирма, которая раньше других освоила рынок и, соответственно, обладает большим опытом ведения бизнеса, обычно имеет меньший уровень издержек, чем фирмы-новички;

. «старая» фирма могла развиваться более быстрыми темпами в силу благоприятных условий, а именно отсутствия борьбы с конкурентами;

. превосходство товара наивысшего качества.

Если доминирующая фирма решит поднять цену путем ограничения своего выпуска, то ей необходимо принять во внимание поведение в такой ситуации конкурентного окружения. Дело в том, что как только доминирующая фирма повысит цену и снизит свой объем выпуска, конкурентное окружение увеличит объем производства.

Если, например, издержки производства фирмы-лидера намного превышают издержки конкурентного окружения, объем ее производства по сравнению с выпуском фирм-аутсайдеров будет незначительным. Теоретически он может быть даже нулевым. На практике же можно встретить случаи, когда фирмы-аутсайдеры, в том числе иностранные, используют ряд условий, выпуская более дешевый товар (менее дорогая рабочая сила и др.). Это преимущество в издержках позволяет устанавливать им цены немного ниже цены доминирующей фирмы, достигать большего объема выпуска и получать экономическую прибыль.

Если доминирующая фирма использует преимущество низких издержек по причине, например, технологических инноваций, она может устранить с рынка фирмы-аутсайдеры и оказаться в ситуации монополии.

Первый тип равновесия возникает, когда издержки доминирующей фирмы не намного ниже издержек фирм-последователей. В этой ситуации прибыль лидирующей фирмы максимизируется при такой цене, которая позволяет и фирмам-последователям получать положительную прибыль. Поскольку средние издержки фирмы-лидера ниже, чем средние издержки фирм-последователей, то она извлекает больше прибыли на единицу выпуска (средняя прибыль) и к тому же производит больше продукции, чем фирма-последователь. Таким образом, доминирующая фирма получает в целом больше прибыли, чем фирма-последователь.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные. Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...