Модели поведения фирм в условиях олигополии

Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Если на рынке имеются две фирмы, производящие однородный продукт, то существуют четыре переменные, представляющие интерес: цена, назначаемая каждой фирмой, и объемы выпуска, производимые каждой фирмой. Когда одна фирма принимает решение о цене и объеме выпуска, ей может уже быть известен выбор, сделанный другой фирмой. Если одна фирма начинает устанавливать цену раньше другой, первую фирму называют ценовым лидером, а вторую - ценовым ведомым. Аналогично одна фирма может первой выбирать объем выпуска, и в этом случае она является лидером по объему выпуска, а другая фирма - ведомым по объему выпуска.

С другой стороны, когда одна фирма делает свой выбор, выбор, сделанный другой фирмой, может быть ей неизвестен. В этом случае, чтобы самой принять разумное решение, она должна догадаться о том, каков выбор другой фирмы. Это одновременная игра. И снова существуют две возможности: фирмы могут одновременно выбирать цены или объемы выпуска.

Данная классификационная схема дает четыре возможных варианта взаимодействия: лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска и одновременное установление цены. Каждый из этих типов взаимодействия имеет свой набор стратегических проблем.

Процесс принятия решения на олиополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

Таблица 1

Классификация возможных стратегий

Стратегическая переменная

Объем продаж

Цена

Последовательность принятия решений

Одновременно

Модель Курно

Модель Бертрана

Последовательно

Модель Штакельберга

Модель Форхаймера

В случае лидерства по объему выпуска одна из фирм делает свой выбор раньше другой. Иногда такую модель взаимодействия называют моделью Штакельберга в честь первого экономиста, который подверг систематическому исследованию взаимодействия по типу "лидер-ведомый". Генрих фон Штакельберг - немецкий экономист, опубликовавший в 1934 г. свою известную работу по организации рынков Markform und Gleichgewicht. Модель Штакельберга часто используется для характеристики отраслей, в которых существует одна доминирующая фирма, или естественный лидер. Например, фирму 1 часто считают доминирующей фирмой в отрасли. Обычно наблюдаемая модель поведения более мелких фирм в том, чтобы ждать сообщений от фирмы 1 о новых продуктах, а затем соответствующим образом корректировать свои решения в отношении выпускаемой продукции. В данном случае у нас могло бы возникнуть желание построить модель данной отрасли, в которой фирма 1 играла бы роль лидера по Штакельбергу, а остальные фирмы отрасли - роль ведомых по Штакельбергу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные. Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...