Особенности планирования рыночных цен

Расчетную, или номинальную, цену любого товара в денежном измерении принято представлять суммой средних издержек и планируемой прибыли:

Цр = Си + Пн, (1.1)

где Цр - расчетная цена единицы продукции или услуги;

Си - средняя себестоимость изделия;

Пн - планируемая нормальная величина прибыли.

Приведенная формула теоретической рыночной цены считается универсальной и может быть использована на каждом предприятии. Вместе с тем, наиболее сложным в обосновании величины цены на свою продукцию для всех фирм является правильное определение ее основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства зависят главным образом от объема производства, и поэтому фирма также должна ориентироваться на заранее определенный или запланированный выпуск продукции. Во-вторых, всегда надо знать, как определить на планируемый период нормальную прибыль, или какой разумный процент накидки на средние издержки лучше всего предусмотреть в расчете рыночной цены. В-третьих, как оптимизировать соотношение планируемых объемов производства и уровня расчетных цен в конкретных внутрифирменных условиях. В-четвертых, как наиболее полно учесть действие внешних рыночных условий или существующей конкуренции на величину планируемых цен и т. д.

Планирование оптимальных рыночных цен на различные виды продукции, работы и услуги основывается на сопоставлении валовых и предельных издержек на их осуществление. В основе метода оптимизации издержек и цен лежит ряд допущений:

) предприятие производит и реализует один товар или вид услуг;

) основная цель предприятия заключается в максимизации прибыли или минимизации издержек;

) взаимодействие объема производства и уровня цен оказывает наибольшее влияние на размер прибыли;

) объем производства товаров и услуг в планируемый период равен объему реализации;

) все показатели деятельности предприятия, кроме оптимизируемых, остаются неизменными.

Рассмотрим пример оптимизации объема выпуска и продажи продукции с учетом сложившейся на рынке цены, равной 50 руб./шт. Расчетные показатели приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Валовые издержки на производство продукции

Объем реализации, тыс. шт.

Постоянные издержки, тыс. руб.

Переменные издержки, тыс. руб.

Валовые издержки, тыс. руб.

Валовая выручка, тыс. руб.

Валовой доход, тыс. руб.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000

0 200 300 400 600 800 1000 1300 1600 2000 2600

1000 1200 1300 1400 1600 1800 2000 2300 2600 3000 3600

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500 5000

- 1000 - 700 - 300 100 400 700 1000 1200 1400 1500 1400

Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет общего или валового дохода при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычитания из валовой выручки валовых издержек. Валовая выручка может быть рассчитана умножением объема реализованной продукции на существующую рыночную цену одного изделия. Расчеты показывают, что предприятие должно получить наибольший доход в сумме 1 500 тыс. руб. при реализации данного товара в объеме 90 тыс. шт.

Графическое изображение изменения валовых издержек (ВИ) и валовой выручки (ВВ), в зависимости от объема продажи продукции, представлено на рис. 1.

Рис. 1. График изменения валовых издержек

Как видно из графика, при реализации продукции примерно до 28 тыс. шт. производство будет убыточным, так как кривая валовых издержек (ВИ) располагается выше кривой валовой выручки (ВВ). В точке пересечения этих кривых валовой доход равен нулю, а затем его значение с увеличением объема продажи продукции нарастает, достигая максимума при выпуске 90 тыс. шт. Величина совокупного дохода определяется по разности расстояния между двумя кривыми по оси ординат. Оптимальным для нашего примера будет валовой доход в 1,5 млн. руб., рассчитанный как разность между валовой выручкой и валовыми издержками по формуле

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Прибыль и рентабельность организации сферы услуг резервы и пути их роста
Рыночные отношения в экономике Республики Беларусь расширяют возможности деятельности организации, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри организации, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности; существенно изменились отношения организаций с государством и другими с ...