Показатели рентабельности организации

) для расчёта величина собственного капитала организации итог раздела III «Капитал и резервы» увеличивается на сумму строк «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» и «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства»;

) величина собственного капитала организации приравнивается к стоимости чистых активов.

Формула расчёта рентабельности собственного капитала имеет вид:

Rск = Pч / Сс, (5)

где Rск - рентабельность собственного капитала;

Рч - чистая прибыль отчётного периода;

Сс - средняя за период величина собственного капитала.

В западной практике данный показатель оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

. Показатели рентабельности производства и продажи продукции. Показатели этой группы отражают результативность основной деятельности организации и показывают величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль выручки от продаж или на 1 рубль расходов на производство (продажу) продукции. Обобщающими показателями экономического эффекта, используемыми при оценке рентабельности производства и продажи продукции, являются: 1) валовая прибыль (результат производственной деятельности); 2) прибыль от продаж (обобщающий результат основной деятельности организации).

Основными показателями рентабельности производства и продажи продукции являются:

) рентабельность продаж. Отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль выручки от продажи продукции. Этот показатель можно рассчитать как для всего объёма продаж отчётного периода, так и по видам продукции. В первом случае в расчётах используются данные внешней финансовой отчётности, во втором - внутренних управленческих отчётов. Расчёт рентабельности продаж имеет вид:

Rп = P / N, (6)

где Rп - рентабельность продаж;

N - выручка от продаж;

) рентабельность расходов. Отражает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль произведённых расходов, т.е. отдачу расходов по основной деятельности организации. При этом сумма расходов организации может рассматриваться в расчете как в полном объёме (включать себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы), так и ограничиваться величиной производственных расходов (себестоимостью продукции):

Rр = P / S, (7)

где Rp - рентабельность расходов;

S - сумма произведённых расходов по основной деятельности.

Для определения значений показателей рентабельности в процентах результат умножается на сто.

Целесообразность и правильность расчета рентабельности продаж именно по показателю прибыли от продаж можно оценить следующим образом. Если в расчет принять только чистую прибыль, которая осталась собственнику, или прибыль до выплаты налогов, которая достается государству и собственнику, то оценка прибыльности продукции будет неполной. Рассчитанный таким путем коэффициент будет несопоставим по отраслям из-за разной структуры капитала. Та организация, которая заработала прибыль преимущественно с помощью заемных средств, после выплаты процентов кредиторам будет иметь меньшую прибыль на 1 рубль продаж по сравнению с теми организациями, которые заработали такую же прибыль только с помощью собственных средств.

При оценке показателей рентабельности следует иметь в виде такую специфическую черту этих показателей, как временная ограниченность результатов анализа. Она заключается в использовании при расчётах в качестве показателя экономического эффекта только реализованной прибыли. При этом не учитывается вероятный эффект долгосрочных инвестиций, а значит, в случаях, когда организация осуществляет активную инвестиционную деятельность, значение показателей рентабельности может снижаться. В дальнейшем, когда долгосрочные вложения начнут окупаться, существует вероятность возникновения обратного эффекта: темп роста доходов может опережать темп роста расходов. Это приведёт к увеличению значения показателей рентабельности, не отражая при этом действительной эффективности деятельности в отчётном периоде.

Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности.

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «НОВОСИБИРСКНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА»

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше по теме

Принцип закона убывающей отдачи
рынок экономический убывающий отдача Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только новая форма экономических отношений, новые связи в производстве, но и новые экономическое сознание, мышление и психология. Основой такого мышления служат знание тенденций развития экономики, сущности и механиз ...