Залоговые аукционы как основной метод приватизации нефтяной отрасли

Ввиду необходимости пополнить госбюджет накануне выборов правительство готово за кредит заложить акции самим предприятиям (что, собственно, не противоречит схеме, одобренной президентским указом ¦ 889). Была продемонстрирована готовность ради получения живых денег отдать пакет и списать задолженность. Публично объясняя эту готовность, один из аналитиков команды президента объяснил, что "идея такова: достать деньги для бюджета сейчас, а потом решить, что делать дальше ." Чтобы не исчерпать одной фразой всю глубину ситуации, он сказал также, что важным условием является сохранение госконтроля над стратегически важными отраслями, а залоговая схема именно оставляет последнее слово за правительством.

Очевидно, что приватизируемые компании со своей стороны должны найти ответы на главные взаимосвязанные вопросы: кто будет владельцем? кто будет инвестором? кто будет управляющим?

В число главных участников аукционов входят банки и регионы (местные власти), к ним во все возрастающей мере подключается федеральная законодательная власть. Интерес "Менатепа" к ЮКОСу - второй из тройки первых российских нефтяных компаний - был вполне обоснован: она располагает крупнейшими запасами, подтвержденными признанным аудитом и имеет достаточно разработанный проект совместного с Amoco освоения Приобского месторождения, ожидающего "только" подведения под него финансовой и законодательной базы. В прессе были высказаны также предположения о намерениях ОНЭКСИМ банка купить "СНГ" и, на паях с "Альфа-банком", "СИДАНКО". Регионы - каждый из которых имеет собственный интерес - представляют собой ту массу, которая гасит чересчур реформаторские порывы центра. Что же касается законодательных органов субъектов Федерации, то ряд из них развернул кампанию за деприватизацию ТЭКа.

ЛУКойл: Компания предложила заложить 3-5% акций, а оставшиеся 10% закрепить на 3 года в госсобственности. Гки остановился на цифре 5%. В условия залогового аукциона включено требование погашения задолженности дочерних предприятий холдинга в 500 млрд. рублей. Стартовая цена 5-процентного пакета - 35 млн. долларов, т.е. около $0.98 за акцию. Иными словами, либо компания выкупит эти акции сама, либо выпустит из рук минимальный пакет. В рамках облигационного займа, залоговой схемы и инвестиционного конкурса будет реализовано в общей сложности 33% компании и получено не менее 700 млн. долларов, из которых в бюджет в счет погашения задолженности поступит 1,5 трлн. рублей.

"Сургутнефтегаз" выставил сразу 40,16% акций. Стартовая цена пакета была определена в 300 миллиардов рублей. Ключевым условием стало погашение задолженности компании перед бюджетами всех уровней в 1026 трлн. рублей в течение 10 календарных дней с даты подписания договоров кредита. Победителем стал Пенсионный фонд "Сургутнефтегаз", потому что "выполнил все условия, которые, кроме правительственных, поставила и нефтяная компания и предложил наивысшую цену - 400 млрд. рублей.

По сути дела, остальные предприятия: ЮКОС, СИДАНКО, Сибнефть и другие были выкуплены по той же схеме. Особенно следует выделить, что акции ЮКОСА и СИДАНКО были выкуплены банкирами. В то время как акции ЛУКойла и Сургутнефтегаз были выкуплены дочерними компаниями этих же предприятий. Впоследствии, и без того маленькая доля государства в уставном капитале компании будет размыта до десятых долей процента. Также примечательно, что денег, которые получило государство, все -таки не хватило на "латание дыр" в бюджете. Дело в том, что пакеты акций продавались по удивительно низкой цене, несоизмеримой с рыночной стоимостью их активов через 2-3 года.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...