Залоговые аукционы как основной метод приватизации нефтяной отрасли

Ввиду необходимости пополнить госбюджет накануне выборов правительство готово за кредит заложить акции самим предприятиям (что, собственно, не противоречит схеме, одобренной президентским указом ¦ 889). Была продемонстрирована готовность ради получения живых денег отдать пакет и списать задолженность. Публично объясняя эту готовность, один из аналитиков команды президента объяснил, что "идея такова: достать деньги для бюджета сейчас, а потом решить, что делать дальше ." Чтобы не исчерпать одной фразой всю глубину ситуации, он сказал также, что важным условием является сохранение госконтроля над стратегически важными отраслями, а залоговая схема именно оставляет последнее слово за правительством.

Очевидно, что приватизируемые компании со своей стороны должны найти ответы на главные взаимосвязанные вопросы: кто будет владельцем? кто будет инвестором? кто будет управляющим?

В число главных участников аукционов входят банки и регионы (местные власти), к ним во все возрастающей мере подключается федеральная законодательная власть. Интерес "Менатепа" к ЮКОСу - второй из тройки первых российских нефтяных компаний - был вполне обоснован: она располагает крупнейшими запасами, подтвержденными признанным аудитом и имеет достаточно разработанный проект совместного с Amoco освоения Приобского месторождения, ожидающего "только" подведения под него финансовой и законодательной базы. В прессе были высказаны также предположения о намерениях ОНЭКСИМ банка купить "СНГ" и, на паях с "Альфа-банком", "СИДАНКО". Регионы - каждый из которых имеет собственный интерес - представляют собой ту массу, которая гасит чересчур реформаторские порывы центра. Что же касается законодательных органов субъектов Федерации, то ряд из них развернул кампанию за деприватизацию ТЭКа.

ЛУКойл: Компания предложила заложить 3-5% акций, а оставшиеся 10% закрепить на 3 года в госсобственности. Гки остановился на цифре 5%. В условия залогового аукциона включено требование погашения задолженности дочерних предприятий холдинга в 500 млрд. рублей. Стартовая цена 5-процентного пакета - 35 млн. долларов, т.е. около $0.98 за акцию. Иными словами, либо компания выкупит эти акции сама, либо выпустит из рук минимальный пакет. В рамках облигационного займа, залоговой схемы и инвестиционного конкурса будет реализовано в общей сложности 33% компании и получено не менее 700 млн. долларов, из которых в бюджет в счет погашения задолженности поступит 1,5 трлн. рублей.

"Сургутнефтегаз" выставил сразу 40,16% акций. Стартовая цена пакета была определена в 300 миллиардов рублей. Ключевым условием стало погашение задолженности компании перед бюджетами всех уровней в 1026 трлн. рублей в течение 10 календарных дней с даты подписания договоров кредита. Победителем стал Пенсионный фонд "Сургутнефтегаз", потому что "выполнил все условия, которые, кроме правительственных, поставила и нефтяная компания и предложил наивысшую цену - 400 млрд. рублей.

По сути дела, остальные предприятия: ЮКОС, СИДАНКО, Сибнефть и другие были выкуплены по той же схеме. Особенно следует выделить, что акции ЮКОСА и СИДАНКО были выкуплены банкирами. В то время как акции ЛУКойла и Сургутнефтегаз были выкуплены дочерними компаниями этих же предприятий. Впоследствии, и без того маленькая доля государства в уставном капитале компании будет размыта до десятых долей процента. Также примечательно, что денег, которые получило государство, все -таки не хватило на "латание дыр" в бюджете. Дело в том, что пакеты акций продавались по удивительно низкой цене, несоизмеримой с рыночной стоимостью их активов через 2-3 года.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Платежный баланс Республики Беларусь
Платежный баланс страны: теоретические аспекты ...