История приватизации нефтяных компаний

В соответствии с указом акционерный капитал делился на 75% обыкновенных и 25% привилегированных акций. После чего 51% обыкновенных акций передавался в федеральную собственность и закреплялся за государством на 3 года. Остальные акции распределялись между персоналом и менеджерами компании, а также продавались на ваучерных аукционах. Иностранные акционеры могли приобретать (в самом начале торга) не более 15 % акций каждой компании.

Подлежащие в соответствии с этим Указом приватизации предприятия нефтяного комплекса подразделялись на три группы:

В первую группу вошли нефтегазодобывающие объединения, которые акционировались как единый технологический комплекс. При этом 38% акций этих акционерных обществ закреплялось на три года в федеральной собственности и передавалось в управление государственному предприятию «Роснефть».

Во вторую группу вошли компании «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих объединений, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо-Западного регионов, Поволжья, Урала. Уставной капитал нефтяных компаний формировался из 38% акций дочерних предприятий. Контрольный пакет самих компаний (49%) на 3 года закреплялся в федеральной собственности. 25% акций каждого образованного акционерного общества являлись привилегированными. При этом 40% акций нефтяных компаний подлежали продаже на инвестиционных торгах в течение двух лет. Доля акций, продаваемых иностранным инвесторам, не должна была превышать 15% акций акционерного общества.

Состав руководящих органов нефтяных компаний вертикально интегрированного типа утверждался Правительством Российской Федерации.

В третью группу вошли компании, связанные с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, АО «Транснефть» и АО «Транснефтепродукт». В федеральной собственности на три года закреплялось 49% акций этих компаний.

Важным этапом в приватизации российской нефтянки стали залоговые аукционы. Чтобы помочь государству преодолеть бюджетный дефицит, в марте 1995 года руководители ведущих российских банков предложили кредитовать правительство под залог государственных пакетов акций самых привлекательных предприятий страны. 31 августа 1995 года был принят Указ Президента РФ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» № 889.

Залоговые аукционы проводились для «своих» игроков, посторонние и иностранные инвесторы к ним не допускались. Заявку «Роснефти» на участие в залоговом аукционе по 40,12% акций «Сургутнефтегаза» в ноябре 1995 года даже не приняли, сославшись на неверно заполненные банковские гарантии

В декабре 1995 года будущим кредиторам правительства было предложено 51% акций «Сибнефти», 51% акций «СИДАНКО» и 45% акций «ЮКОСа». «Сибнефть» тогда досталась Нефтяной финансовой компании Бориса Березовского и Романа Абрамовича за 100,3 млн долларов, «СИДАНКО» - банкам МФК и «ОНЭКСИМ» Владимира Потанина за 130 млн, а «ЮКОС» - «МЕНАТЕПу» Михаила Ходорковского за 159 млн. В залоговых аукционах на 5% акций «ЛУКОЙЛа» и 40,12% акций «Сургутнефтегаза» победили сами эмитенты.

Правительство теоретически могло погасить задолженность и вернуть себе залоговые пакеты, но это не отвечало интересам банкиров. В итоге государство не расплатилось с кредиторами, и они получили право продать залог для погашения кредита.

В 1997 году залоговая эпопея завершилась без особых сюрпризов: все залоговые пакеты перешли структурам, родственным залогодержателям. В результате залоговой эпопеи государство утратило контрольный пакет в основных ВИНК, а старую гвардию «нефтяных генералов» начало вытеснять новое поколение российских бизнесменов, которые стали играть все большую роль в российской экономике и политике.

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не ...