История приватизации нефтяных компаний

Начало становления большинства компаний происходило раньше проведения приватизационных аукционов и было связано как с действиями предпринимателей по установлению контроля над наиболее привлекательными предприятиями нефтяной промышленности, так и с действиями государственных чиновников, проводивших реорганизацию министерств и ведомств, отвечавших за функционирование ТЭК в СССР. Одной из последних попыток реорганизации крупной промышленности в рамках СССР было создание межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК) и государственных концернов. В рамках данного этапа преобразований в течение 1988 - 1991 гг. были созданы государственные концерны: "Газпром", "Нефтеотдача", "Лангепас-Урай-Когалымнефть" ("ЛУКойл") и ряд других. Приватизация нефтяного сектора экономики виделась идеологам этого процесса как первый шаг на пути формирования эффективной системы экономических институтов в нефтегазовой промышленности. При этом изначально планировался монополизм на рынке нескольких нефтяных компаний. Учитывалось и то, что нефтяные компании по природе своей не могут быть мелкими предприятиями, поскольку функционируют в условиях высоких финансовых и природных "барьеров для входа", а также реализуют "эффект экономии от масштаба".

В 1992 году структурно российский нефтегазовый комплекс состоял из почти 2 тыс. разрозненных объединений, предприятий и организаций, принадлежавших ранее бывшему союзному отраслевому министерству. В этих сложных условиях российское правительство было вынуждено приступить к коренной реорганизации нефтяной промышленности.

В 1992 году Министерство топлива и энергетики РФ подготовило концепцию структурных преобразований и приватизации предприятий ТЭК, которая строилась на следующих принципах:

. образование крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;

. сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче и переработке нефти и сбыту нефтепродуктов;

. создание конкурентной среды для предприятий, выполняющих функции обслуживания, и производственной инфраструктуры;

. обеспечение на переходный период контроля государства над предприятиями комплекса за счет прямого участия государства в капитале акционерных обществ;

. сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, недискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;

. получения за счет приватизации дополнительных источников финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;

. обеспечение баланса интересов федерального центра и региональных властей.

В этой концепции приватизации была сделана попытка соединить два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставил интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй - задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.

Так, рассматривались планы по воссозданию нескольких мощных государственных нефтяных компаний. Фактически шла речь о создании неких модернизированных структур, заимствованных из прежней советской экономики, с включением некоторых элементов хозяйственной самостоятельности и хозяйственного расчета.

Считается, что началу приватизационного процесса в отрасли положил Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Ключевым для создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний стал, разумеется, Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Указ создавал рамочные условия для приватизации нефтяных компаний и стал основой для передачи прав собственности на государственные геологические, добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия нескольким крупнейшим нефтяным компаниям.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...