Выполнение целей приватизации в России

Таблица 2

Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества(2005-2012)

Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества

Всего

в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся

В федеральной собственности

в собственности субъектов Российской Федерации

в муниципальной собственности

2005

87462,6

34875,2

36597,4

15990,0

2006

93606,9

19211,7

41184,3

33210,9

2007

109076,9

17752,7

38003,4

53320,8

2008

74122,2

6686,9

23457,4

43977,9

2009

55145,9

2758,4

20306,0

32081,5

2010

82938,0

17186,4

25137,5

40614,1

2011

200666,1

114044,3

36624,4

49997,4

2012

147088,8

42192,8

53498,0

51398,0

Среди итогов российской приватизации, следует упомянуть и о таких экономических субъектах как государственные унитарные предприятия и акционерные общества с участием государства. И те, и другие осуществляют коммерческую деятельность, т.е. их главной задачей уже по определению является получение максимально возможной прибыли. Поэтому присутствие государства в этих субъектах может быть оправдано либо с целью получения дополнительного дохода в бюджет, либо стабилизации и регулирования предложения тех или иных товаров и услуг на соответствующем региональном рынке.

Однако, как показывает практика, доходы государства от участия в большинстве таких экономических субъектов намного меньше, чем если бы эти государственные активы были переданы в аренду либо проданы, а выручка размещена в банках под проценты.

Что касается исполнения главных целей приватизации, то думаю их лучше описать в таблице:

Таблица 3. Выполнение целей приватизации

Цель приватизации

Комментарий

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.

По причине того, что передел собственности происходил крайне быстро, возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций затруднено, так как для этого нужен соответствующий пакет акций. Кроме того, завершившиеся процессы концентрации собственности путем скупки акций менеджментом или крупными собственниками предприятий делают управление акционерным обществом для основной массы рядовых акционеров малореализуемым.

2. Повышение эффективности предприятий путем их приватизации.

Большинство предприятий в России работают малоэффективно и смена формы собственности не повышает эффективность производства. Повышение эффективности возможно при замене устаревшего оборудования, применении новых технологий, при улучшении управления, однако эти процессы крайне длительны и затратны.

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

Средства, поступившие от приватизации, прошедшей в нашей стране, оказались меньше, чем средства полученные в бывших соцстранах Европы. Эти доходы не значительно отразились на социальной защите населения и развитии социальной инфраструктуры.

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации.

Стабилизация Финансового положения России состоялась в 1998году , и связана она была, не с приватизацией, а с ростом цен на нефть на международных рынках и эффектами от низкого курса рубля

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

Создать конкурентную среду более развитым западным странам с таким отсталым технологическим производством было невозможно.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

Российская экономика очень отстает от европейских государств бывшего социального лагеря по объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций.

7. Создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации

Данная цель, по мнению многих исследователей, считается полностью выполненной.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования
Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и, прежде всег ...