Акционирование и ваучерная приватизация

Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Чем же отличалась новая программа? Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии, главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д.

Заметим то обстоятельство, что российская приватизация на первом своем этапе передавала собственность тем, кто ею и так владел или, во всяком случае, ощущал себя ее владельцем - и отнюдь не без оснований.

Приватизация по видимости была не так уж страшна для тех кругов, которые реально правили экономикой. Казалось, она сохраняет чрезвычайно выгодное для них позднесоветское status quo под новыми псевдонимами. Напомним: 3/4 акционировавшихся предприятий избрали второй вариант льгот, то есть получение 51% акций. Директора государственных предприятий становились главами АО, ничего по видимости при этом не теряя. На самом же деле нормативные акты массовой приватизации содержали, в более или менее скрытом виде, механизмы, способные действительно передать собственность в другие руки. И мало-помалу эти механизмы вступали в ход.

Итак, можно с утверждением сказать одно: в промышленности и в сфере «малого бизнеса» (торговли, сервисе, общепите) - приватизация была необратима. Этот ее итог - неоспорим: там, где она прошла, массовый откат без серьезного насилия практически невозможен. Да и нет значительных политических сил, которые видели бы в нем свою задачу.

Вернемся к чековой приватизации. «Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Владелец ваучера имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято почти 26 млн. чеков); участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового фонда (их было создано 640 штук: собрали они свыше 60 млн. приватизационных чеков); продать чек (такая судьба постигла "ориентировочно" четверть выданных чеков). 40 млн. граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации АО или чековых фондов».

Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и на ведущие промышленные отрасли, следует сказать то, что:

«В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности».

Таковы основные направления и показатели в новом этапе приватизации - денежном этапе, касательно появления денежных аукционов в России.

В конце хотелось бы заметить высказывание исполняющего обязанности председателя Госкомимущества П. Мостового. Он высказал следующее по поводу денежного этапа приватизации: «Если подход к приватизации не на словах, а на деле вернется в разумные рамки, я думаю, что к желаемым 70% негосударственного сектора можно будет подойти к концу 1995 года». Таким образом остается лишь только предполагать, насколько будут оправданы такие прогнозы в отношении второго этапа приватизации.

Этап 1. Начальный этап приватизации.

«Малая приватизация» (первая половина 1992 г.). В 1992 г. была проведена денежная или «Малая приватизация», которая предшествовала чековой приватизации. Она касалась объектов торговли, автотранспорта, сферы услуг и т.п. Менее чем за полугодие 1992 г. в ходе «Малой приватизации» было реализовано 46 815 объектов госсобствен-ности. По итогам 1992 г. за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек, что дало бюджету 39,9 млн. рублей. Для сравнения: приватизация 25 000 аналогичных объектов в Чехии принесла чешскому бюджету 1 200 млн. долларов.

Тем не менее, подобная экономическая невыгодность мотивировалась реформаторами необходимостью скорейшего создания эффективного собственника.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Политика занятости
В работе затрагиваются кейнсианская и неоклассическая теории занятости, а так же дерегулирование рынка. Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что рынок труда является важнейшим элементом рыночного механизма функционирования экономики. Это сфера, ситуация в которой оказывает прямое влияние на большинство домашних хозяйств. Поэтому регулирование рынка труда, полити ...