Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, действительно, является очень актуальной. В своих крайних проявлениях «невидимая рука рынка» приводит к негативным социальным явлениям: бедности, снижению образовательного и культурного уровня общества, власти на рынке монополий и пр. А модель тотального государственного контроля экономической сферы функционировала в СССР и привела, после некоторого подъема, к перекосам, снижению уровня жизни населения, отставанию от мирового сообщества. Таким образом, необходимы концепции и рабочие модели третьего пути - рационального соотношения рыночных механизмов и государственного управления в экономической сфере. Представляет интерес подход к разрешению этой проблемы в рамках институциональной экономики Р. Гринберг и А. Рубинштейн, предложившие концепцию экономической социодинамики, разработали модель рационального поведения государства.

Рациональное поведение государства, по мнению А. Рубинштейна и Р. Гринберга заключается в том, что оно формирует и использует свои ресурсы для максимизации социальной полезности. Для этого действия государства должны быть организованы по принципу соответствия между целями и средствами для их достижения. Нарушение этого принципа приводит к экономическим деформациям. Так, некорректная приватизация в России заставила государство восполнять утраченные доходы посредством избыточного налогового обложения хозяйствующих субъектов. Возникшая диспропорция привела к снижению рыночной активности, сокращению инвестиций, увеличению внутреннего и внешнего долга.

Другим принципом рационального поведения государства в рыночной экономике (в концепции А. Рубинштейна и Р. Гринберга) является «Принцип Поланьи». Для К. Поланьи экономика - институциональный процесс и обычно «вложена» в социальную структуру и регулируется общественными институтами. Государство обеспечивает стабильность и безопасность общества и для этого оно устанавливает нормы поведения рыночных агентов и правила оплаты труда, земельной ренты и процентной ставки. Цель - максимизация выигрыша для всех участников рынка.

Еще один принцип рационального поведения государства в понимании А. Рубинштейна и Р. Гринберга - «Принцип Баумоля»: государство должно поддерживать социокультурные отрасли народного хозяйства. Логика здесь следующая: неудовлетворение различных потребностей индивидуумов, социальных групп и общества в целом, в том числе и социальнокультурных потребностей, вызовет социальное напряжение, подорвет принцип равновесия и остановит, в итоге любой экономический рост.

Одной из серьезных проблем государственного регулирования является проблема распределения общественных средств. Принято считать, что управленческие решения чиновников по распределению общественных средств всегда нерациональны и приводят к неправильному использованию этих средств. С другой стороны, если государство минимизирует свое участие и контроль за распределением этих средств, будет обязательно нарушена социальная мотивация, более сильные участники рынка лишат более слабых возможности участвовать в распределения. А следовательно и социальной мотивации к развитию и производству. А. Рубинштейн и Р. Гринберг в качестве решения этой проблемы предлагают еще один принцип рационального поведения государства - принцип прагматического демократизма. Принцип определяет зону компромисса и устанавливает некоторое общее правило рационального поведения государства посредством введения определенных регламентаций в деятельность групп, преследующих своекорыстные интересы. В соответствии с этим принципом, любое распределение общественных средств, связанное с реализацией целей, присущих обществу как таковому, должно обслуживаться максимально допустимыми демократическими процедурами. Это может быть способ выделения бюджетных средств независимым от правительства посредническим организациям (например, Федеральный фонд по поддержке малого предпринимательства или Российский фонд фундаментальных исследований). И посреднические организации тоже имеют свои «специальные» интересы, они значительно сильнее зависят от общественного мнения, чем чиновники государственной власти и, следовательно, потери будут меньше.

Другой компромиссный способ распределения общественных средств - с помощью налогового протекционизма. В этой ситуации государство определяет уже только специальные «правила игры», предоставляя агентам рынка соответствующие налоговые льготы. Отказываясь от части налоговых поступлений, оно фактически распределяет общественные средства, минуя «руки» чиновников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адам Смит убедительно показал, как рыночные механизмы перераспределяют капитал по отраслям самым оптимальным образом, выравнивают при этом прибыль в различных отраслях и делают цены минимально возможными при данном уровне развития экономики (производительности труда). Если какого-либо товара на рынке не хватает, стоимость его завышена и капитал получает повышенную, относительно среднего уровня, прибыль, в эту отрасль за своей выгодой устремляется капитал из других отраслей. Производство товара растёт, стоимость падает, пока прибыль не достигнет положенных ей размеров. Так, преследуя свои корыстные цели - получить максимальную выгоду, капиталист создаёт максимальное благо для общества. Этот механизм классик назвал Невидимой Рукой рынка, и это название закрепилось в экономической теории как обозначение действия рыночных механизмов.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Принципы и факторы размещения производительных сил
В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе. Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространс ...