Закон о банкротстве: вчера, сегодня, завтра

Сейчас обязательным является ведение реестра кредиторов специализированным реестродержателем, если количество кредиторов превышает 500;

Появилась отдельная глава «Оспаривание сделок должника», в которой предусмотрены дополнительные (по отношению к ГК РФ) основания для признания недействительными сделок должника;

Введено понятие «подозрительная сделка должника». Под нее, кроме неравноценной или безвозмездной сделки, теперь подпадают и сделки, по которым должник изменил место нахождения без уведомления кредиторов, уничтожил либо исказил документы бухгалтерской отчетности;

Учредители должника получили право на любой стадии банкротства погасить за должника требования по обязательным платежам.

Разумеется, хотя и усовершенствованный, федеральный закон о банкротстве не решил все проблемы в сфере несостоятельности. Среди них - недостаточно высокий уровень профессионализма арбитражных управляющих в процедурах банкротства. Поэтому вопрос защиты рядов арбитражных управляющих от недобросовестных работников, сознательно нарушающих закон, сегодня стоит особенно остро.

Следующий пробел - отсутствие закона о трансграничной несостоятельности. Эта проблема не позволяет российским судам, государственным органам и частным лицам при проведении процедур банкротства эффективно взаимодействовать с аналогичными участниками за рубежом. Между тем количество процедур банкротства, отягощенных иностранным элементом, растет.

И, пожалуй, самое основное, об этом говорят многие профессионалы в данной области - изменять целенаправленность закона, от банкротства стремиться к финансовому оздоровлению. Один из таких специалистов, Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, предложил, как мне представляется, оптимальное решение данной задачи. В интервью «Российской газете» он сказал следующее: «Следует усилить реабилитационную направленность процедур банкротства. Правила, существующие сейчас, являются крайне жесткими и не позволяют должникам, испытывающим временные трудности, эффективно договариваться с кредиторами. Проведение реабилитационных процедур банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление) должно стать более гибким. Почему бы не применить давно известный международный опыт использования механизма реструктуризации под судебным контролем? В этом случае должник и кредиторы могут вести переговоры о реструктуризации уже в рамках начавшейся формальной процедуры.»[9]

банкротство антикризисный управление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современной финансовой политики процедура несостоятельности (банкротства) является важнейшим средством антикризисного управления. Банкротство «нежизнеспособных» организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления финансово неблагополучными организациями.

Государство в сфере несостоятельности (банкротства), как можно убедиться из вышеизложенного материала, всячески стремится уменьшить количество обанкротившихся предприятий путем совершенствования законодательства, поиска новых решений назревших проблем. В этом поиске участвуют не только государственные органы, но и общественность, в частности Торгово-промышленная палата. Это значит, что несмотря на трудности и кризисные явления в нашей экономике, механизм антикризисного управления будет и дальше совершенствоваться, на основе уже достигнутого законодательного уровня и наработанной жизненной практики.

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше по теме

Приоритеты реализации стратегии инновационного развития регионального АПК
В настоящее время Россия является страной, обеспечивающей свое экономическое развитие прежде всего за счет сырьевых составляющих. Такая модель развития не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе, так как: во-первых, экономическое развитие зависит от динамики мировых цен на энергоносители; во-вторых, усиление сырьевого сектора не сопровождается увеличением инвестиций в реа ...