Практика формирования рынка денег в переходный период к рыночной экономике в России

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия. Построение целевой функции должно соответствовать текущей ситуации, складывающейся в экономике России.

На переходном этапе ЦБ РФ выбирает в качестве конечной цели снижение темпов инфляции для создания благоприятных условий долгосрочного экономического развития России при стабильной национальной валюте. На начальных этапах рыночных преобразований Банк России не мог применять таргетирование инфляции, так как оно выполнимо при определенных условиях: во-первых, Центральный банк должен проводить независимую денежную политику, в частности, независимую от решения фискальных органов власти. Во-вторых, Центральный банк должен придерживаться строгих правил при таргетировании инфляции, уметь правильно прогнозировать и контролировать будущую инфляцию, а также иметь представление относительно лага отклика первичной цели на изменения в таргетируемом денежном агрегате. Однако в условиях несбалансированности, нестабильности экономики возникает проблема прогнозирования динамики инфляционных процессов. Вот почему реальные показатели инфляции в посткризисный период не соответствуют целевому диапазону, установленному правительством (за исключением 2003 г.). Например, в 2004 году инфляция достигла 11,7%, тогда как при пессимистическом прогнозе она должна составлять 10% [16, с. 3].

Кроме того, в решении инфляционных вопросов должно участвовать правительство, так как инфляция - это многофакторное явление, порождаемое не только монетарными, но и структурными, внешнеэкономическими причинами. Впервые с 2003 года была разработана и включена в денежно-кредитную политику денежная программа, в задачу которой входила увязка денежного предложения со спросом на уровне, соответствующем плановой цифре темпов инфляции и расчетным темпам роста реального ВВП. Денежная программа включает промежуточные цели денежно-кредитной политики, через которые Банк России осуществляет достижение конечных целей. Если конечную цель ЦБ РФ не может полностью контролировать, то промежуточные и операционные цели, зафиксированные в денежной программе, находятся в поле управления ЦБ. К ним относятся: денежная база, денежная масса, валютный курс, система процентных ставок. Через достижение промежуточных целей денежной программы ЦБ РФ непосредственно участвует в организации процессов функционирования денежного рынка. В качестве промежуточного ориентира Банк России в переходный период использует денежный агрегат М2, а не процентную ставку. Это связано с тем, что теория денежно-кредитного регулирования доказывает невозможность одновременного выполнения двух целей: денежная масса и процентная ставка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...