Неодинаковое бремя безработицы

Издержки безработицы распространяются неравномерно среди слоев и групп населения. Уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отрасли, менее подверженной циклическим колебаниям. Фирмы не желают потерять квалифицированных рабочих и снизить уровень производительности труда на своих предприятиях, что приведет к снижению их прибыли.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность является причиной более высокого уровня безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением. Эти же причины вызывают рост безработицы среди мигрировавшей рабочей силы, «цветного» населения по сравнению с ростом ее у коренных жителей. Также является актуальной проблема безработицы среди сельского населения и женская безработица.

Анализ рынка труда показывает, что за последний год сильно изменилась структура безработных в республике. Стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В этот реестр попали неработающие длительное время граждане (18%), молодежь в возрасте 16-29 лет (49%, из которых почти каждый пятый - выпускник школы), женщины (69%)! Оказалось также, что почти 20% безработных составляют граждане социально уязвимых категорий, а каждый четвертый из них - вообще не имеет профессии.

При этом прогнозируется, что в 2006 г. список только регистрируемых безработных (не стоит забывать, что растет и скрытая безработица) могут пополнить еще более 220 тыс. человек, а общее количество нуждающихся в трудоустройстве только через службы занятости может составить почти 290 тыс. человек (95,5% к 2005 г.).

В общей численности безработных почти 18% - сельские жители, поэтому усилия заинтересованных сторон по обеспечению их занятости "синхронизированы" с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Кроме того, почти 17% средств государственного фонда содействия занятости будут задействованы в текущем году непосредственно на финансирование усилий местных органов на трудоустройство сельчан (19,5 млрд. руб.). По сравнению с 2005 г. на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства и работы (преимущественно в сельскую местность) с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд. Особое внимание при этом уделяется трудоустройству молодежи, инвалидов, женщин, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.[1, с. 24]

Так уж случилось, что рынок труда в Беларуси изначально был в большей степени ориентирован на применение мужского труда, нежели женского. Это привело к тому, что на сегодняшний день в структуре безработных представительницы слабого пола составляют большинство. Таким образом, можно считать, что среднестатистический портрет безработного республики - это женщина в возрасте 33 лет со средним специальным образованием, имеющая детей. Смягчить проблемы женской безработицы, пожалуй, самая нелегкая из задач, стоящая и перед органами власти и социальными службами. И здесь выход один - сделать ставку на развитие предпринимательства, особенно в сфере информационных, бытовых и социальных услуг, торговли, т.е. там, где в максимальной степени можно использовать женский труд.[7]

Подводя итог главы следует отметить, что безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, недовыпущенная продукция. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Следует отметить, что издержки безработицы распространяются неравномерно среди слоев и групп населения. И для государств очень важным является выбор политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Немного больше по теме

Проблемы трудоустройства молодежи в Амурской области
Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального ...