Информационное обеспечение планирования себестоимости продукции

Сегодня проблема создания адекватной системы планирования на предприятии одна из самых актуальных особенно если учесть то, что на многих молодых предприятиях систему планирования необходимо создавать заново.

Не менее остро выступает и проблема стабильности в планировании. Стабильность планов - это та характеристика, которая позволяет достаточно объективно оценить эффективность всей системы управления на предприятии. Переход к рыночным условиям хозяйствования существенно сместил акценты в организации плановой работы на самом предприятии.

Во-первых, предприятия, получив самостоятельность, оказались в методическом вакууме, без тех разработок и помощи, которые обеспечивались им вышестоящими органами управления в отрасли при директивном планировании;

во-вторых, за период после начала перестройки в составе плановых отделов сменилось поколение специалистов, и на смену тем, кто знал, как планировать, но мог работать только в условиях командной экономики, пришли те, кто может работать в условиях рынка, но часто не владеет навыками осуществления плановой работы в этих условиях;

в-третьих, задачи планирования на тех предприятиях, которые не имеют полной загрузки производственных мощностей, сместились от выполнения плановых заданий к борьбе за выживание, и им уже не до того, чтобы беспокоиться о стабильности планирования. Для многих же из тех предприятий, которые сумели устоять, основная задача сейчас - удержаться в своей рыночной нише, даже если издержки чрезвычайно высоки;

в-четвертых, определенному числу предприятий стало выгодно перейти в разряд убыточных, и они, чтобы не платить налоги, всеми силами увеличивают затраты, не стремясь обосновывать снижение себестоимости, искать резервы и т.д.;

в-пятых, на многих предприятиях сложилась практика работы без стратегических планов. Это привело к тому, что и перспективные и текущие планы во многом перестали быть эффективным инструментом реализации стратегии развития, формируя ситуацию недооценки стабильности параметров в перспективных и годовых планах;

в-шестых, многие менеджеры связывают неудачи в работе предприятия со всем чем угодно, но только не с качеством планирования.

Стабильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, поскольку:

• менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании ресурсов и потребности в них;

• реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающими плановую рентабельность;

• это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития;

• это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений проблем будущего развития и т.п.

Поэтому обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также для конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов как основы для организации ритмичной работы всей системы управления.

Основа стабильности плана закладывается при соблюдении всех правил его разработки и в первую очередь зависит от качества анализа выполнения плана за предшествующий период. Эта истина грамотной экономической работы никем не оспаривается; но есть различие между пониманием важности этого этапа в планировании и навыками выполнения анализа. И эта проблема для работников экономических служб имеет несколько аспектов:

во-первых, анализ - работа трудоемкая, и при высокой загрузке «текучкой», если на предприятии нет отдельного подразделения по анализу, никому не хочется нагружать себя многочисленными расчетами в условиях, когда исходные данные необходимо собирать по многим отделам (например, бухгалтерия их может дать в готовом виде только после окончания месяца, квартала или через три месяца после окончания года);

во-вторых, результаты анализа не всегда воспринимаются менеджментом как руководство к действию, что приводит к общей недооценке этого этапа планирования;

в-третьих, часто из-за отсутствия опыта комплексный анализ заменяется только сравнением плановых и отчетных показателей, что не позволяет выявить факторы, повлиявшие на отклонение факта от плана, и оценить стоимостную величину их влияния, в результате чего действие этих факторов может сохраняться и в очередном плановом периоде;

в-четвертых, плановики очень часто не знают, как эффективно использовать результаты анализа.

Прежде чем заняться планированием себестоимости продукции, необходимо собрать всю исходную информацию.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Проблемы и перспективы развития перерабатывающих предприятий региона
Важное место в промышленном секторе занимают перерабатывающие предприятия. Они составляют основу стратегического комплекса страны, оказывают непосредственное влияние на малый бизнес, обеспечивают основные отрасли экономики новыми материалами, являющимися основными движущими факторами научно-технического прогресса, а также способствуют расширению производства. В связи с вступлени ...