Макрорегулирование в Республике Беларусь. Проблемы и результаты его осуществления в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Важным направлением модернизации государственного управления должен стать поиск точек соприкосновения, а также форм и механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Это касается взаимодействия органов как законодательной, так и исполнительной власти с представителями бизнессреды на уровне формирования экономической политики государства, при решении государственных задач, решении вопросов инвестиционного взаимодействия власти и бизнеса на стыке их интересов и т. д.

Учитывая возрастающую значимость в развитии мировой экономики крупных корпораций, для Республики Беларусь также важным направлением модернизации государственного управления должно стать создание крупных интегрированных и корпоративных структур в реальном секторе экономики. В качестве таковых могут выступать государственные производственные, научно-производственные объединения, другие виды объединений, а также финансово-промышленные группы и иные хозяйственные объединения.

Но, безусловно, решение вопросов, связанные с модернизацией белорусской экономики и системы государственного управления, невозможно без формирования высокопрофессионального и эффективно работающего на всех уровнях управления кадрового потенциала. Для чего необходимо совершенствование института государственной службы, совершенствование всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

В условиях кризисного и посткризисного развития точками роста, должны стать наиболее эффективные предприятия всех отраслей, а также менее ресурсоёмкие (сфера услуг, мелкий и средний бизнес). Всё это, в конечном счете, позволит решать и другие проблемы: отрицательного внешнеторгового сальдо, сохранения ликвидности банковской системы, предотвращения нарастания неплатежей, сохранения стабильности на валютном рынке, ограничения потребности во внешних заимствованиях (поскольку нарастание государственного и валового внешнего долга имеет свои безопасные пороговые пределы и потребует расходов по обслуживанию и погашению внешнего долга уже в ближайшие годы).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Платежеспособность организации и направления ее повышения
В процессе управления снабженческой, торговой, сбытовой и финансовой деятельностью предприятия происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Способность предприят ...