Бюджетное регулирование. Функции бюджета
Центральным звеном в финансово-кредитной системе является бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов. Бюджет разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития государства и соответствующих административно-территориальных единиц.
Бюджет выполняет три основные функции:
фискальную - создание финансовой базы функционирования государства;
экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;
социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.
Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные:
налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий;
выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики.
Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством РБ. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся: доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи; поступления по штрафам и санкциям; прочие текущие неналоговые доходы; доходы от реализации основных фондов; доходы от продажи земли; капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся поступления, получаемые государственными. органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, других государственных органов, международных организаций и правительств иностранных государств.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов. Расходы государства составляют лишь часть общих затрат на содержание социальной сферы. За услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения, в значительной мере расплачиваются сами граждане из своих доходов.
Таблица 1
Расходы республиканского бюджета за 2009 - 2010 г. (соответственно)
Общие экономические вопросы |
1 093 812,0 |
1 144 463,0 |
Регулирование экономической деятельности |
36 917,0 |
651 702,0 |
Развитие предпринимательской деятельности |
1 056 895,0 |
492 761,0 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
3 543 144 790,0 |
3 463 464 519,5 |
Промышленность, строительство и архитектура |
1 474 027 845,0 |
1 842 716 251,4 |
Топливо и энергетика |
9 158 577 656,0 |
5 642 737 482,0 |
Жилищно-комунальные услуги и жилищное строительство |
60 754 883,0 |
85 802 333,5 |
Образование |
1 774 759 409,0 |
1 423 233 160,9 |
Социальная политика |
19 433 416 999,0 |
3 024 604 200,0 |
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы предприятия
В настоящее время все более
актуальным становится получение информации для эффективного управления. В
условиях жесткой рыночной экономики предприятию нужно эффективно работать при
условии максимального использования всех имеющихся ресурсов, просчета всех
имеющихся вариантов, нахождения самого эффективного решения, а самое главное,
оптимального соотношения затрат и результатов деят ...