Бюджетное регулирование. Функции бюджета

Центральным звеном в финансово-кредитной системе является бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов. Бюджет разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития государства и соответствующих административно-территориальных единиц.

Бюджет выполняет три основные функции:

фискальную - создание финансовой базы функционирования государства;

экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;

социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.

Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные:

налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;

прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий;

выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством РБ. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся: доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи; поступления по штрафам и санкциям; прочие текущие неналоговые доходы; доходы от реализации основных фондов; доходы от продажи земли; капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся поступления, получаемые государственными. органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, других государственных органов, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов. Расходы государства составляют лишь часть общих затрат на содержание социальной сферы. За услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, образования и социального обеспечения, в значительной мере расплачиваются сами граждане из своих доходов.

Таблица 1

Расходы республиканского бюджета за 2009 - 2010 г. (соответственно)

Общие экономические вопросы

1 093 812,0

1 144 463,0

Регулирование экономической деятельности

36 917,0

651 702,0

Развитие предпринимательской деятельности

1 056 895,0

492 761,0

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

3 543 144 790,0

3 463 464 519,5

Промышленность, строительство и архитектура

1 474 027 845,0

1 842 716 251,4

Топливо и энергетика

9 158 577 656,0

5 642 737 482,0

Жилищно-комунальные услуги и жилищное строительство

60 754 883,0

85 802 333,5

Образование

1 774 759 409,0

1 423 233 160,9

Социальная политика

19 433 416 999,0

3 024 604 200,0

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции
Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных союзах, так и в рамках крупном ...