Проблемы менеджмента в нефтегазовой отрасли при переходе из сегмента малого в крупный бизнес

В России переход нефтяной компании из сегмента малого в крупный бизнес осуществляется за счет вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция - это объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтегазовой отрасли сюда входят компании, которые относятся к последовательным стадиям технологического процесса:

) разведка и добыча нефти и газа;

) транспортировка;

) переработка;

) нефтехимия;

) сбыт.

Первая проблема адаптации в управлении предприятием нефтегазовой отрасли при переходе из малого, среднего в крупный бизнес заключается в комбинировании специализаций.

В нефтегазовом бизнесе в условиях рыночной экономики распространено фрагментарное (частичное) комбинирование различных сфер деятельности. В основном это следующего рода комбинации:

) разведка запасов и добыча нефти;

) транспорт и оптовая торговля нефтью;

) нефтегазопереработка и нефтехимия;

) оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.

Фрагментарное комбинирование сфер деятельности в нефтегазовых компаниях при переходе в крупный бизнес является необходимым процессом вследствие разнообразия процессов и технологий, необходимости производства продукции с заданными свойствами (смазочных масел, различных присадок и т.д.).

малый бизнес нефтегазовая отрасль

Вторая проблема, с которой сталкивается менеджмент при переходе в крупный бизнес в нефтегазовой отрасли - это высокая степень государственного участия. Происходит это не только по причине наличия государственных пакетов акций и участия государства в управлении нефтегазовыми компаниями, но и вследствие природы отечественных компаний.

Практически все активы были созданы за счет государственного бюджета. Поэтому, даже если государство уступает свои пакеты акций, оно будет иметь поддерживаемое обществом право предписывать предприятиям определенную деятельность и модель управления, которая противоречит экономическим интересам менеджмента компаний нефтегазовой отрасли. Однако с расширением участия в акционерном капитале ВИНК иностранных и частных инвесторов влияние со стороны правительства РФ ослабевает вместе со снижением его первоначальной доли в компаниях.

В РФ существуют три группы холдингов:

государственные (где доля госсобственности составляет 100% в Уставном капитале, к примеру, АО "Транснефть");

частично государственные (доля государственной собственности составляет 38-51%, к примеру, АО "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" и НК "Роснефть");

новые холдинги, сформированные без участия государства. Все без исключения нефтяные холдинги в России созданы на базе государственных приватизированных компаний. К категории новых акционерных обществ могут быть отнесены только дочерние компании, которые были созданы самим холдингом.

Следующая проблема при переходе в крупный бизнес для компаний нефтегазовой отрасли связана с ее организационной структурой.

При создании новой компании ее задачи в основном достаточно скромные: производство и реализация продукции на местном или региональном рынке. Руководит всей деятельностью компании один человек - директор (управляющий).

Далее, как только данной фирмой завоеван национальный рынок, усложняется работа ее менеджмента, поскольку организация различных направлений деятельности (производство, маркетинг, НИОКР, финансы, рабочая сила) требует постоянного внимания. Заместители генерального директора принимают на себя руководство функциональными подразделениями, а для генерального директора главной задачей становится координация их деятельности.

Согласно мировому опыту оптимальной для всех организационной структуры не существует. Необходимо выбирать ту структуру управления, которая является адекватной сложившимся экономическим условиям функционирования фирмы и позволяет ей достичь намеченных целей. Большинство крупных компаний в нефтегазовой отрасли используют сложную организационную структуру, которая состоит из структур различных типов.

В рамках каждой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий, которая позволит руководителям нижестоящих уровней самостоятельно принимать решения. Потенциальные возможности данной системы заключаются в улучшении взаимодействия руководителей различных уровней по вертикали и увеличении эффективности процесса принятия решений.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Повышение эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Дабан)
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Дейс ...