Проблемы предпринимательства

В России уровень предпринимательской активности в 2012 году составил 4,3 процента трудоспособного населения, то есть каждый 23-й россиянин вовлечен в предпринимательство. Для сравнения: в других странах БРИКС это каждый 8-й, в Восточной Европе - каждый 11-й. Уровень активности устоявшихся предпринимателей в России в 2012-м составил 2,1%, а их доля среди всех предпринимателей - всего 33 процента. В экономически развитых странах выживаемость бизнеса на уровне 49% [5].

Таким образом, у нас наблюдается комбинация негативных тенденций: при одном из самых низких уровней предпринимательской активности (67-е место из 69 стран, включенных в исследование) только трети предпринимателей удается преодолеть начальный этап развития.

Приток желающих взяться за дело впервые сократился за 2012 год вдвое - до 2,2 процента россиян, это самый низкий показатель за все время наблюдений [5]. Россия по этому параметру последняя среди 69 стран - участниц проекта. Причиной является то, что люди не видят возможности для ведения бизнеса. Пессимизм растет и в бизнес-сообществе. Если в 2011-м 40 % предпринимателей заявляли, что условия для организации бизнеса в стране есть, то в минувшем году таких было только 30% [5]. К тому же высок процент тех бизнесменов, кто затруднился оценить ситуацию (22%). И это показатель довольно тревожный.

За счет кого сократилось число желающих заниматься бизнесом? Прежде всего, за счет студенчества. Еще два-три года назад было ощущение, что студенты стали воспринимать предпринимательство как реальную возможность приложения своих знаний, умений, усилий. О желании открыть свое дело заявлял тогда каждый 8-й, 9-й, а потом каждый 10-й российский студент, на данный момент это всего лишь 2-3%. Молодежь не ассоциирует свою деятельность с предпринимательством, более привлекательны профессии чиновников, а также работа в госкорпорациях. Предпринимательство для них недостаточно привлекательно. Таковыми часто становятся студенты, матери с малолетними детьми, пенсионеры, для которых своя работа с гибким графиком - практически единственная возможность прокормить себя и своих близких. Стоит отметить, что численность предпринимателей - не определяющий фактор.

В лидерах по численности ранних предпринимателей такие страны, как Уганда, Гана, Ангола, но это потому, что жители не имеет других возможностей к существованию. Такое предпринимательство называется вынужденным.

По мере экономического развития, как правило, растет доля добровольных предпринимателей, то есть тех, кто осознал преимущества своего дела. В экономически развитых странах доля таких предпринимателей заметно больше, чем тех, кто пришел в бизнес вынужденно.

В 2012-м в России около 40 % предпринимателей указали, что занимаются бизнесом, потому что не имеют другой возможности трудоустроиться (рис. 2.2). Это динамика на 10 % в больше, чем в 2011 году. То есть по мотивации они на самом деле тяготеют к вынужденным предпринимателям.

Рис. 2.2 Структура добровольной мотивации предпринимательства в России, 2012, %

Развитие малого бизнеса и экономический рост во многом определяются влиянием факторов внешней среды. Структурные условия малого бизнеса являются важнейшим элементом понимания процессов создания бизнеса. Состояние этих факторов напрямую влияет на наличие предпринимательских возможностей во внешней среде, с одной стороны, и готовность и способности населения создавать собственный бизнес, с другой (приложение 1).

На современном этапе в России малый бизнес не может раскрыть и реализоваться в полном мере. Это обусловлено особенностями функционирования малого бизнеса.

Традиционно в качестве фактора, негативно влияющего на развитие малого бизнеса в стране, эксперты называют реализацию государственной политики. Критическими факторами при этом они считают длительность получения большинства необходимых разрешений и лицензии, а также последовательность политики государства по отношению к малым и растущим фирмам (рис. 2.3). К особо значимым проблем развития малого бизнеса относится обеспечение эффективности государственной финансовой поддержки и регулирования.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Промышленный потенциал белорусской экономики
Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных ...