Состояние предпринимательства в России

Рассматривая особенности предпринимательства в России необходимо определить их критерии выделения, отличия от других организаций, т.е. методические подходы к субъектам предпринимательства.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства с целью их статистического учета содержаться в нормативных актах РФ. Так с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Одним из ключевых нововведений, установленных в законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются:

средняя численность работников, независимо от вида деятельности; Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2] указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [3], статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

Основываясь на методические подходы, охарактеризуем состояние российского малого бизнеса.

Для изучения состояния малого бизнеса период анализа 2011-2012 годы. В анализируемом периоде динамика количества малых предприятий в России носит положительный характер. В целом в РФ на 01.01.2013 зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий, что выше на 8,7% показателей 2012 года. Если анализировать в расчет на 100 тыс. жителей, то также отмечается положительная динамика - рост малых предприятий возросло на 110,5 ед. (рис. 2.1).

Другим важным показателем характеризующем малый бизнес и его значимость в решение социально-экономических вопросов общества является численность занятых на малых предприятиях.

предпринимательство малый бизнес субъект

Рис. 2.1 Динамика количества зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ на 01.01.2013 г. [4]

В настоящее время в РФ занято порядка 10481,1 тыс. чел. (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г. [4]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к 2011 г.

%

изменение относительно 2011 г., п.п.

РФ

10 481,1

100,6

22,6

0,16

Центральный ФО

3 096,7

97,8

23,3

-0,46

Северо-Западный ФО

1 248,3

99,7

24,6

-0,04

Южный ФО

841,1

100,5

22,4

0,28

Северо-Кавказский ФО

289,1

105,9

17,3

0,97

Приволжский ФО

2 301,9

103,0

23,7

0,83

Уральский ФО

918,2

101,0

20,4

0,18

Сибирский ФО

1 333,0

101,8

21,8

0,33

Дальневосточный ФО

452,7

102,6

20,2

0,29

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не ...