Состояние предпринимательства в России

Рассматривая особенности предпринимательства в России необходимо определить их критерии выделения, отличия от других организаций, т.е. методические подходы к субъектам предпринимательства.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства с целью их статистического учета содержаться в нормативных актах РФ. Так с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Одним из ключевых нововведений, установленных в законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются:

средняя численность работников, независимо от вида деятельности; Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2] указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [3], статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

Основываясь на методические подходы, охарактеризуем состояние российского малого бизнеса.

Для изучения состояния малого бизнеса период анализа 2011-2012 годы. В анализируемом периоде динамика количества малых предприятий в России носит положительный характер. В целом в РФ на 01.01.2013 зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий, что выше на 8,7% показателей 2012 года. Если анализировать в расчет на 100 тыс. жителей, то также отмечается положительная динамика - рост малых предприятий возросло на 110,5 ед. (рис. 2.1).

Другим важным показателем характеризующем малый бизнес и его значимость в решение социально-экономических вопросов общества является численность занятых на малых предприятиях.

предпринимательство малый бизнес субъект

Рис. 2.1 Динамика количества зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ на 01.01.2013 г. [4]

В настоящее время в РФ занято порядка 10481,1 тыс. чел. (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г. [4]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к 2011 г.

%

изменение относительно 2011 г., п.п.

РФ

10 481,1

100,6

22,6

0,16

Центральный ФО

3 096,7

97,8

23,3

-0,46

Северо-Западный ФО

1 248,3

99,7

24,6

-0,04

Южный ФО

841,1

100,5

22,4

0,28

Северо-Кавказский ФО

289,1

105,9

17,3

0,97

Приволжский ФО

2 301,9

103,0

23,7

0,83

Уральский ФО

918,2

101,0

20,4

0,18

Сибирский ФО

1 333,0

101,8

21,8

0,33

Дальневосточный ФО

452,7

102,6

20,2

0,29

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...