Определение путей решения проблем развития российской экономики

· инвестиции не просто нужны, они необходимы. При этом административные барьеры лишь увеличились, на корню «подрубая» любые предпосылки к улучшению инвестиционного климата;

· нужна более производительная рабочая сила. Безработица в России пока на достаточно низком уровне, происходит старение населения. При этом уровень инвестиций был очень низкий на протяжении долгого времени. Поэтому эффективная загрузка производственных мощностей сейчас близка к 100%. Стремительное сокращение трудоспособного населения - серьёзный вызов для государства, на который пока российским властям нечего ответить. Это означает основательные изменения для российской экономики с точки зрения нагрузки на социальную систему, поэтому важно, чтобы люди сохраняли свой здоровый статус для того, чтобы люди инвестировали в то, как прожить дольше, оставаться здоровым. Эта проблема не менее важна, чем административные барьеры и коррупция;

· не стоит снимать со счетов фактор инфраструктуры. Ни о каком рывке, толчке или ещё чего-нибудь подобном не может быть и речи при отсутствии разветвлённой и развитой инфраструктуры. Недаром Китай в период экономического кризиса 2008 года и глубокого падения экспорта китайских товаров, перестроили экономику на внутреннее потребление через государственное инвестирование именно в инфраструктуру. Проекты финансировались из местного стабилизационного фонда. За два-три года они построили (и продолжают строить) тысячи километров современных автобанов и скоростных железнодорожных магистралей, связавших все концы страны. В результате граждане получили устойчивый доход на народных стройках. А полученные деньги тратят, приобретая китайские товары, которые теперь оперативно доставляются по построенным магистралям в любую точку поднебесной и минимизируя затраты, а следовательно и стоимость товаров. Государство, в свою очередь, возвращает потраченные деньги в виде многократного увеличения налогооблагаемой базы. Россия в это время реализует более чем странные амбициозные проекты. Чего только стоит гигантский мост ведущий в никуда или олимпийский проект с его миллиардными затратами в развитие региона который и так считался самым развитым, с самообманчивыми планами по превращению его в курорт на который поедут туристы со всего мира;

· либерализация монополий, либо, если делаете вид, что боитесь, разворуют, тотальный (а не формальный) контроль за ростом тарифов. Необоснованный рост тарифов порождён неэффективным прогосударственным менеджментом, издержки которого ложатся на население. Этот процесс разжигает костер инфляции, который, в свою очередь, не дает Центральному Банку России снизить ставку рефинансирования в целях замедления темпов всё той же инфляции. Замкнутый круг, из которого просто необходимо искать выход в ближайшее время. Ибо износ основных средств в этой сфере велик как никогда. Прогосударственные «спруты», такие как «Русгидро» в энергетике, показали коэффициент эффективности управления близкий к нулю. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС тому наглядный пример.

Специалисты Всемирного банка Российскую экономику называют «странной». С одной стороны, она ориентирована на потребление, на рост спроса, на товары и услуги. С другой стороны, предложение на этих рынках не растет. Нет инвестиций, нет новых производств. Потому не столь важно, что произойдет в нынешнем году, важнее долгосрочная стратегия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы думаем о будущем России, то стоит принять во внимание и те факты, которые свидетельствуют о вызовах, на которые, как кажется, мы сейчас не можем дать быстрый и убедительный ответ: перемалывание огромной массы трудовых ресурсов в 90-е годы, несформированность современных политических и экономических элит, демографический кризис, грозящий затянуться надолго, привычка жить за счет природной ренты, неумение делать конкурентоспособные готовые изделия, кроме оружия, вспышки шовинизма и необоснованной агрессии. Для нас сейчас важно сформировать единую политику по всем вопросам. И в первую очередь по экономическим процессам. Цель должна быть одна. И что самое главное, она должна быть. Неясность экономических правил по понятным причинам устраивает только тех, кто это делает. «В мутной воде кому-то хорошо ловить». Но если мы действительно думаем о будущей России, то правила должны быть едины и понятны для всех без исключения.

Есть надежда на то, что новая Россия положит начало новому обществу, которому ещё предстоит развитие на основе притока энергии от приобретенной свободы, которая либо будет созревать сама по себе, либо смешается с западной по причине тесного родства и общих вызовов. И это - не оптимизм, а всего лишь предположение, позволяющее понять, что современникам событий порой не дано угадать, на какой стадии развития или упадка находится их страна. Аэций, последний выдающийся римский полководец, одерживая победы, вряд ли думал, что он - последняя линия обороны гибнущей империи.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Проблемы и пути бюджетного регулирования экономики региона (на примере Акмолинской области)
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как распределительных денежных отношений, обеспечивающих формирование устойчивых прямых и обратных связей хозяйственного механизма. До начала экономической и политической реформы в Республике Казахстан системные вопросы косвенного, в том числе бюджетного, воздействия на региональную экономику, не иссле ...