Определение путей решения проблем развития российской экономики

Как выход из процесса остановки роста экономики, российское Правительство видит:

вливание краткосрочных денег или краткосрочного стимулирования, тем самым искусственно увеличивая спрос. Это так называемая «политика дешевых денег». Однако такая политика может быть эффективна, когда текущие темпы роста экономики находятся ниже долгосрочного, как сейчас модно говорить, тренда;

наращивание государственных расходов, в том числе «расконсервация» части стабилизационного фонда;

но что самое негативное для общества, как мне кажется, Правительство всё чаще склоняется к пусть и постепенной, как они уверяют, но девальвации рубля. Это универсальное средство по защите отечественных товаропроизводителей по отношению к импорту. Но это решение незамедлительно прибавит инфляционные риски, а также поставит крест на дальнейшей технологической модернизации. Причиной последнего служит удорожание импортируемых технологий и оборудования.

Более интересными и продуктивными кажутся методы, предлагаемые не столько Правительством, сколько отдельными его членами. Так, например заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, предполагает три сценария решения проблем развития российской экономики:

Консервативный сценарий предполагает, что модернизация в основном ограничивается нефтегазовым комплексом. И нам, по большому счету, не удаётся до 2020 года решить ключевые проблемы - ни связанные с преодолением инфраструктурных ограничений, ни с созданием эффективных институтов, которые обеспечивают благоприятный предпринимательский климат и решение структурных задач. В этом случае при относительно стабильной мировой конъюнктуре темпы роста в среднем российской экономики составят 3-3,2% в год.

Второй сценарий - это сценарий инновационный, который во многом соответствует подходам и логике, заложенной в концепции долгосрочного развития российской экономики до 2020 года. Это сценарий, когда мы создаём современный конкурентоспособный сектор высоких технологий, и когда мы осуществляем серьёзную модернизацию здравоохранения и образования. При этом, наша система управления и на уровне корпораций, и государства становится способной осуществлять проектное, такое системное управление, решать долгосрочные, структурные задачи.

Третий сценарий - это форсированный сценарий, который на самом деле является целевым с точки зрения реализации, как указов Президента, так и рывка, прорыва в повышении конкурентоспособности, как частного бизнеса, так и в целом нашей экономики. Предполагается, что мы создаем условия, когда не только российский бизнес повышает свою норму накопления, но из страны, экспортирующей капитал, мы становимся страной, которая будет привлекать устойчивый иностранный капитал в достаточно высоких масштабах - 5-6% ВВП.

Однако, на мой взгляд все три сценария чиновника носят так же декларативный характер.

Рекомендуемый выход:

· нужно осуществлять институциональные преобразования. Защита прав собственности, защита экономических свобод, улучшение административного управления;

· обеспечение доступности банковского кредитования. Однако лишь мерами ЦБ вопрос доступности банковского кредита не разрешить. Макроэкономическая ситуация такова, что приводит к риску невозврата кредитов со стороны бизнеса. Правительство должно активизировать работу экономики, выделяя больше средств на инфраструктурные проекты, строительство жилья эконом-класса, что по цепочке будет содействовать развитию многих других секторов экономики. Более подробно остановимся на этом ниже. Для этого необходимо изменение бюджетного правила, чтобы большая часть средств не аккумулировалась бы в Резервном фонде, а работала на экономику. Порог размеров Резервного фонда надо сделать хотя бы 5%, как предлагает Минэкономразвития (сейчас - 7% ВВП).

Дорогие кредиты не могут быть востребованы в экономике. Дефицит денег на рынке создает Минфин, занимая их на рынке, при этом имея профицит бюджета. Банки стали активно кредитовать потребительский сектор, потому что в реальном секторе не находили такую высокую маржу. Производственному сектору при его низком уровне рентабельности отбить дорогие ресурсы невозможно. Предприятия отказываются от дорогих денег. А на рынке потребительского кредитования накапливаются будущие риски невозврата кредитов: кредитование выросло на 40%, а зарплаты - всего на 10%

Более существенно будет снижение резервных требований при кредитовании малого и среднего бизнеса;

· усиление борьбы с коррупцией не на низовом, формальном уровне, а на уровне высших эшелонов, откуда собственно говоря, она и «произрастает». Коррупция в России не исчезает - она видоизменяется. Бизнес теряет интерес к участию в госзаказе. Потому что это взятки и откаты, наказание за которые ужесточилось. Однако финансовые обороты здесь не сократились. Уменьшилось количество взяток, но увеличился размер;

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...