Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России
В модернизации Россия должна делать ставку на отрасли промышленности с явно выраженным мультиплицирующим эффектом, такие, как космос и авиация, автомобилестроение, судостроение, машиностроение, где производственный цикл довольно длительный. Например, производство авианосца может занимать 10-15 лет. Так что если сегодня начинать проводить модернизацию, эффект безработицы возникнет уже при будущих поколениях. Но повышение производительности труда и рентабельности модернизированных производств приведут к росту доходов бюджета, поэтому потери безработным на первых порах могут быть компенсированы государством в виде социальных выплат.
Далее возможны следующие варианты развития событий на рынке труда.
Первый вариант: высвободившихся безработных «поглотит» растущий сектор услуг. Потенциал для роста этого сектора в России достаточно большой.
Например, в Италии 80% ВВП производится в фирмах, в которых работают два-три человека. Это маленькие пекарни, кафе и т. д. В развитых странах в сфере услуг производится больше половины ВВП, поэтому в России есть благоприятные условия для того, чтобы сфера услуг поглотила освобождающихся в результате модернизации работников.
Второй вариант: высвободившихся безработных «поглотит» модернизированный индустриальный сектор. В России доля сферы услуг в ВВП достаточно высока. Вопрос не в том, насколько она вырастет в результате модернизации, а в том, что мы имеем очень низкоразвитый индустриальный сектор. В России он занимает порядка 14%, в то время как даже в постиндустриальной Германии - более 30%. Так что главная задача модернизации - качественно, а не количественно изменить отечественный индустриальный сектор, провести сверхиндустриализацию, соответствующую запросам новейшего времени.
В 1980-90-е гг. рост числа вновь созданных рабочих мест в сфере производства информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) не перекрывал их сокращения в результате использования новых технологий. В действительности базовые продуктовые инновации не приводили к возникновению достаточного числа рабочих мест, чтобы скомпенсировать их выбытие влиянием НТП и международной конкуренции.
Сегодня становится очевидным, что сектор услуг, понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги населению, прежде всего, высокотехнологичные услуги, может обеспечить значительный прирост занятости, как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США - ещё больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться. Производство услуг может стать «локомотивом» экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности. ИТТ позволяют увеличить «обменный потенциал» услуг, который в прошлом был весьма ограничен и, таким образом, расширить рынок услуг, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Правда, их труднее воспринимать, потому что они связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура, разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но изображение и звук (мультимедиа). Это раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, почтовую связь и т. д.
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей
инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой
мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других
отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее
распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и
сосредоточена на перевозках пассажир ...