Сравнение организационных форм
Традиционно обеспокоенность деятельностью частных монополий обусловлена тем, что они производят слишком мало продукции. Действуя в диапазоне выпуска продукции, где предельная ценность больше предельных затрат, они не создают такой избыточной ценности, какую могла бы создать конкурентная отрасль. При спросе и затратах, представленных в таблице 1, частная монополия могла бы создать сумму прибыли, потребительских и факторных излишков, равную 75% соответствующей суммы для конкурентной отрасли.
Для данных условий спроса и затрат, покупающее факторы на конкурентном рынке бюро будет иметь равновесный выпуск, который приблизительно на две трети превышавшая соответствующий выпуск конкурентной отрасли. Это бюро не создаст ни прибылей, ни потребительских излишков, но создаст факторный излишек, составляющий около 55% от общей суммы излишков конкурентной отрасли. При этих условиях дискриминирующее поставщиков факторов бюро будет иметь равновесный выпуск, вдвое превышающий равновесный выпуск конкурентной отрасли и не создаст ни прибыли, ни излишков.
Полезно также сравнивать условия предложения и затрат. У монополии нет функции предложения; она выбирает такой выпуск, при котором предельная выручка равняется предельным затратам при продаже продукции по единой цене. У бюро также нет функции предложения; оно обменивает приросты выпуска по цене спроса на каждый прирост уровня выпуска вплоть до того, пока бюджет не сравняется с минимально достижимыми затратами или предельная ценность прироста не станет нулевой. В каком-то смысле бюро также не имеет индивидуальной функции предельных затрат. Приращения потребляемых ресурсов для максимизирующего бюджет бюро будут равны значению спроса, в то время как разность между этим значением и минимальными приращениями затрат будет финансироваться за счет потребительского излишка, соответствующего более низким уровням выпуска. Только если бюро, по какой-либо причине, обеспечивало эффективность при более низких уровнях выпуска, то приращение потребляемых ресурсов равнялось бы минимальным приращениям затрат. Одним из следствий этого обстоятельства является то, что аналитик может не отличить функцию минимальных затрат ограниченного спросом бюро от поведения бюджета и выпуска. Все, что в результате можно получить, так это только оценку функции спроса самим бюро; в статическом случае окажется, что все бюро имеют убывающие предельные затраты, и в каком-то смысле это действительно так. Оценка функции минимальных предельных затрат ограниченного спросом бюро должна строиться на основе детальных оценок производственной функции и факторных затрат, что предъявляет особо высокие требования к анализу.
В итоге можно сказать, что по разным причинам, как частные монополии, так и бюро выбирают диапазоны выпуска, которым присуща неоптимальность. Замена монополии на бюро с целью предоставления какого-либо продукта или услуги не решает ни одной проблемы; подобная замена приводит к снижению совокупной избыточной ценности и служит лишь интересам владельцев специфических факторов.
Немного больше по теме
Принцип закона убывающей отдачи
рынок экономический убывающий отдача
Особенностью
современного этапа развития России является формирование стабильного
эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только новая форма
экономических отношений, новые связи в производстве, но и новые экономическое
сознание, мышление и психология. Основой такого мышления служат знание
тенденций развития экономики, сущности и механиз ...