Краткая характеристика социально-экономических явлений региона

Калужская область расположена в центре европейской части Российской Федерации. Граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.

Площадь: 29,9 тыс. кв. км, что составляет 17% территории Центрально - Черноземного региона и 0,2% территории России.

Экономика. Валовой внутренний продукт: 84,8 млрд руб. (2006) (74,5 - 2005)

ВВП на душу населения: 83,8 тыс. руб. (2006) (73,2 - 2005)

Структура экономики в целом характерна для центрального района. В промышленности формируется около 39,4 % ВВП (2006), из них 29,0 % в обрабатывающих производствах (прежде всего машиностроение и пищевая промышленность), 5,8 % - в строительном комплексе, 4,1 % - в энергетике. В агропромышленном комплексе создаётся 10,9 % ВВП (2006) (11,5 % - 2005).

Промышленность. Наибольшую долю в объёме промышленного производства на 2004 год имеют машиностроение и металлообработка (42,7 %); пищевая (22,5 % с тенденцией к увеличению); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (11,4 %); и энергетика (9,4 %).

Отраслью специализации региона является машиностроение: транспортное (Людиновский тепловозостроительный завод, автоконцерн «Фольксваген»,Калужский завод путевых машин и гидроприводов, Калужский завод транспортного машиностроения), турбинное (Калужский турбинный завод), котельное (Киров), авиамоторостроение (Калужский двигатель), сельскохозяйственное машиностроение (Людиново), специальное автомобилестроение (Козельск), приборостроение (лазерная техника в Калуге, сборка компьютеров компанией Kraftway в Обнинске) и радиоэлектроника, технологическое оборудование (Завод металлоконструкций «ЮВС»), а также производство стройматериалов (в том числе ОАО Стройполимеркерамика (Воротынск) в составе трех заводов: Сантери, Воротынский кирпич и Воротынская керамика).

Благодаря относительно высокой рентабельности особенное развитие в последнее время получает пищевая промышленность (Ликероводочный завод Кристалл, Калужский мясокомбинат, Калужский хлебокомбинат и др.), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (целлюлозно-бумажный завод StoraEnso в Балабанове и др.), строительный комплекс, имеется атомная промышленность (Товарково и Обнинск), лёгкая промышленность (Фабрика «Художественная вышивка» в Тарусе), чёрная и цветная металлургия (порошковая и цветная в Калуге)

Транспорт. Основные транспортные узлы региона - Калуга, Обнинск и Сухиничи.

Основной автомобильной магистралью является М3 «Украина», с интенсивностью движения до 13800 авт./сутки, проходящая через города Балабаново, Обнинск, вблизи Малоярославца, Калуги, Сухиничи и города Жиздра. Важное значение имеет и федеральная автодорога A101 Москва - Варшава («Старая Польская», «Варшавка»), с интенсивностью движения до 11 500 авт./сутки, проходящая через Белоусово, Обнинск, Малоярославец, Медынь, Юхнов, около Спас-Деменска. Кроме того региональное значение имеет автодорога Р132 Вязьма - Калуга - Тула - Рязань с интенсивностью движения до 6750 авт./сутки, и участок А108 «МБК» проходящий через город Балабаново. Протяжённость автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 6564 км. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 165 км на 1000 км².

Основная железнодорожная магистраль - Москва - Киев, проходящая через Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Сухиничи. Кроме того важны однопутные тепловозные линии Вязьма - Калуга - Тула (через Мятлево, Полотняный Завод, Пятовский и Калугу), Сухиничи - Смоленск (через Спас-Деменск), Сухиничи - Рославль (через Киров), Сухиничи - Тула (через Козельск), Козельск - Белёв, Вязьма - Брянск (через Киров и Людиново) а также ветка Брянск - Дудоровский. В Калуге размещено крупное локомотивное и моторвагонное депо. Протяжённость железных дорог общего пользования составляет 872 км. Плотность железных дорог общего пользования - 29 км на 1000 км².

В области размещено четыре аэродрома среди них один гражданский - вблизи Калуги аэродром « Грабцево» (на 2008 год закрыт), военные в городе Ермолино и крупный военный аэродром Шайковка.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...