Модели олигополистической конкуренции

2) Модель Штакельберга

Модель Курно при всех своих достоинствах, с момента своего появления вызвала немало критики. Данную модель обвиняли в чрезмерной упрощенности и нереалистичности ее исходных допущений, поскольку в модели Курно: олигополисты не предполагают возможность изменения объемов выпуска своих конкурентов; поведение фирм на рынке совершенно одинаково (симметрично). Между тем на практике олигополисты могут придерживаться различных типов поведения.

Модель асимметричной олигополии была предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эта модель развивает идеи Курно. Так же как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь.

Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска по сути как монополист.

Сравнение равновесия Курно и равновесия Штакельберга показывает, что позиция фирмы-лидера более предпочтительна, чем в симметричной ситуации модели Курно, однако если обе фирмы стремятся стать лидерами, это ведет к агрессивной конкуренции и ценовой войне, которая может привести к снижению цен до конкурентного уровня и будет продолжаться до тех пор, пока одна из фирм не откажется от своих притязаний.

) Модель ломаной кривой спроса.

Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи. Основная задача автора модели - объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.

Эта модель исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Такое предположение отражает практику ценообразования в олигополистических отраслях.

Допустим, что на рынке присутствуют две фирмы - А и В, которые имеют приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта, и не существует сговора между фирмами о разделе рынка (рис. 3).

Возможны два варианта поведения фирм:

) При изменении цены одной фирмой другая фирма в точности повторяет ее стратегию - тогда график спроса для первой фирмы имеет достаточно крутой наклон (D2ED2’). Доля рынка для обеих фирм практически не изменяется, общий объем продаж изменяется лишь за счет других отраслей. Однако рост валового дохода, связанный с увеличением продаж, будет полностью перекрыт его снижением, связанным с уменьшением цены.

2) При изменении цены одной фирмой другая не реагирует на ее действия - тогда график спроса для первой имеет более пологий наклон (D1ED1’). Если фирма увеличивает цены, то она теряет часть рынка (так как некоторые клиенты перейдут к конкурентам), но не весь рынок, так как товар дифференцирован. Отдельные покупатели, даже при определенном повышении цены, предпочтут продукцию фирмы 1 и она не будет полностью вытеснена с рынка. Если фирма снижает цены, то она отвоевывает часть рынка у конкурентов. FMR1’ и MR2GMR2’- графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях.

В реальности конкуренты не будут выбирать чистую стратегию поведения - скорее всего, они будут снижать цены при снижении цен первой фирмой, чтобы не потерять рынок, но не будут повышать цены при повышении цен рассматриваемой фирмой. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы будет ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1Е и неэластичного ЕD2 (на рисунке отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также будет ломаной. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже равновесной цены существует разрыв между эластичным отрезком предельного дохода MR1 и его неэластичным отрезком MR2. Этот разрыв FQ можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода MR1FQMR2’ рассматриваемой фирмы. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмой: MR=MC.

Рисунок 3- Ломаная кривая спроса.

Модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен при олигополии. Если при исходной равновесной цене P0 прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни для одной из них нет смысла изменять эту цену, даже при определенном увеличении издержек. В противном случае или произойдет перераспределение рынка в пользу тех фирм, которые воздержались от повышения цен, или в отрасли начнется ценовая конкуренция и все фирмы уменьшат свои прибыли. Таким образом, положение фирмы, которая изменила цену, только ухудшается.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы предприятия
В настоящее время все более актуальным становится получение информации для эффективного управления. В условиях жесткой рыночной экономики предприятию нужно эффективно работать при условии максимального использования всех имеющихся ресурсов, просчета всех имеющихся вариантов, нахождения самого эффективного решения, а самое главное, оптимального соотношения затрат и результатов деят ...