ТНК: понятие, виды и функции

К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии, которые одновременно служат признаками ТНК:

. число стран, в которых действует корпорация (не менее пяти);

. число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);

. лидирующие позиции на ключевом рынке;

. доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);

. интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.

Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".

1. ТНК стимулируют научно-технический прогресс, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.

2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению международного разделения труда и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.

. ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.

. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.

Конкурентные преимущества ТНК:

. Преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру.

. Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.

. Возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.

. Низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения.

. Экономия на масштабах предприятия.

. Предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах.

. Возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта.

. Непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли.

. Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. К числу таких форм ТНК обычно относят:

1. Лицензирование (предоставление определённых прав на использование лицензий, ноу-хау, технических знаний, инжиниринговых услуг, как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии).

2. Франчайзинг (лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирме-клиенту предоставляются права использования торговой марки или фирменного названия).

. Управленческие контракты.

. Оказание технических и маркетинговых услуг.

. Сдача предприятий «под ключ».

. Ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

Стратегия корпорации - это способ осуществления её целей в меняющихся рыночных условиях. Стратегии корпораций делятся на внутриотраслевые стратегии (стратегия позиционирования, операционная деятельность), стратегии диверсификации (диверсификация, связанная с развитием, диверсификация по потребностям клиента, конгломерация диверсификации), стратегии транснационализации (ресурсоищущие, затратноориентированные, рыночноищущие).

Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования: инвестирование с «нуля», трансплантации, стратегические альянсы, международные слияния и приобретения.

Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия.

Трансплантация - это вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Повышение эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Дабан)
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Дейс ...