Сравнительный анализ различных подходов к моделированию политического цикла
В противовес обычно принимаемой в макроэкономических исследованиях предпосылке о постоянстве и экзогенной заданности политических факторов в теориях политического цикла рассматривается взаимодействие экономических и политических переменных. Модели политического цикла могут быть систематизированы в зависимости от характеристик действующих в них избирателей, партий, экономической структуры, шоков, компетенции партий . Как правило, предпосылки моделей содержат ответы на следующие вопросы:
. Чем определяется поведение избирателей, рациональны ли их ожидания в отношении платформ партий и экономической политики, хорошо ли они информированы?
. Чем мотивируется поведение политических партий и их лидеров? Является ли их поведение оппортунистическим, т. е. направленным исключительно на приход к власти, без учета состояния экономики, или же идеологическим, ориентированным на достижение не только власти, но и некоторых социальных и экономических целей? В ранних моделях предполагалось, что единственной целью борьбы политических партий является нахождение у власти.
Они заботятся не о влиянии их политических действий на экономику, а только о воздействии на выбор избирателей. Это предположение приводит к выводу, что при заданных предпочтениях избирателей и структуре экономики в многопартийной системе обе партии предлагают одинаковые платформы и воплощают тодинаковые политики в случае победы на выборах (теорема о медианном избирателе). Этот результат выполняется, даже если есть неопределенность для партий в предпочтениях избирателей, и они информационно находятся в одинаковом положении.
В исследованиях Гиббса , наоборот, предполагалось, что наблюдаемые колебания экономической активности связаны со сменой политической ориентации партий, приходящих к власти.
Партии левой ориентации склонны проводить политику низкой безработицы и поэтому высокой инфляции, а правые партии - антиинфляционную политику, сопровождающуюся высоким уровнем безработицы. Следовательно, ситуация бума наступает при левых, спад - при правых.
. Могут ли партии повлиять на состояние экономики? С помощью каких инструментов осуществляется это влияние? В большинстве моделей предполагается возможность воздействия партии, пришедшей к власти, на центральный банк страны, так что регулирование денежного обращения становится основным инструментом экономической политики правительства.
. Каковы экономические и политические шоки, внешние они или внутренние?
Большинство моделей политического цикла в качестве шоков рассматривают резкие структурные сдвиги, связанные с внутренней политической системой. Однако в некоторых обсуждаются и последствия внешних шоков - таких, как войны, революции, погодно-климатические условия и изменения мировых цен на энергоресурсы.
. Компетентность партий - способны ли партии достигать поставленных целей? Считается, что партия компетентна в той мере, в какой она может эффективно управлять экономикой. Отсюда некоторые исследователи объясняют существование циклических колебаний сменой действующих политиков, обладающих разной степенью компетенции.
Сравнительный анализ основных типов разработанных моделей политического цикла позволяет сделать вывод, что при заданных конкретных особенностях рассматриваемых ситуаций, характеризующихся перечисленными выше позициями, ясный и универсальный шаблон политико-экономического поведения вряд ли будет найден. Следует отметить, что наиболее существенные особенности в объяснении причин и механизма возникновения циклов связаны с выбором первых двух предпосылок модели - относительно характера ожиданий избирателей и характера поведения партий.
Из табл. 1 видно, что существование политических циклов может быть обосновано с помощью моделей, базирующихся на диаметрально противоположных предпосылках. Поэтому именно модели Нордхауза и Алесины и будут обсуждаться далее.
Таблица 1 - Классификация основных типов моделей политического цикла
Предпосылки моделей |
Нерациональное поведение и нерациональные ожидания избирателей |
Рациональное поведение и рациональные ожидания избирателей |
Партии оппортунистические |
Нордхауз, 1975 МакРей, 1977 |
Рогофф-Сиберт, 1988 |
Партии идеологические |
Гиббс, 1977, 1987 |
Алесина, 1987, Алесина, Сакс, 1988 |
Немного больше по теме
Планирование расходов бюджета на культуру и искусство
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и
рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной
стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности
территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное
социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада
культуры в человеческий капитал. Пр ...