Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь
Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.
Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: "Свободная экономическая зона - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности".
Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:
создание благоприятных условий для инвестиций;
внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
содействие международной интеграции и сотрудничеству;
гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.
Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ - в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.
Система льгот для предприятий СЭЗ предусматривает применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь. При этом территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ. Ее границы определены администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
На территории СЭЗ проявляются особенности финансового и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон - "Брест", "Минск", "Гомель-Ротон", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест".
По инициативе местных исполнительных и распорядительных органов в Совет Министров Республики Беларусь поступает предложение о создании СЭЗ. Ему предшествует анализ социальных, экологических и экономических условий на предполагаемой для организации СЭЗ территории, результаты которого отражаются в технико-экономическом обосновании. Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.
Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.
Из существующего в республике перечня налоговых и иных платежей резиденты СЭЗ платят в бюджет ограниченное количество: налог на прибыль и доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, налог на землю (или арендная плата), взносы на государственное социальное страхование, государственные пошлины и сборы.
В связи с тем, что деятельность каждой из зон регулируется отдельными положениями о СЭЗ, учитывающими их особенности, можно отметить некоторые расхождения в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной. Например, Положением о СЭЗ "Брест", в отличие от документов, касающихся СЭЗ "Минск" и СЭЗ "Гомель-Ратон", предусматривается, что приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению администрации.
Еще одно отличие состоит в том, что на резидентов СЭЗ "Брест", например, распространяются все налоговые льготы, предусмотренные специальным правовым режимом. Но это не относится к деятельности, связанной с игорным бизнесом. В то же время в иных СЭЗ права и льготы не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание. Что касается налога на доходы, то в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ "Брест", не подлежат налогообложению.
На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.
Немного больше по теме
Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
рациональный природоохранный
природный ресурс
Системный
подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства
трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их
реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики
(личность, предприятие, город, регион).
Конечная
цель (первый элемент) природоохранной политики государс ...