Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь

Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.

Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: "Свободная экономическая зона - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности".

Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

создание благоприятных условий для инвестиций;

внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

содействие международной интеграции и сотрудничеству;

гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ - в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Система льгот для предприятий СЭЗ предусматривает применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь. При этом территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ. Ее границы определены администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

На территории СЭЗ проявляются особенности финансового и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон - "Брест", "Минск", "Гомель-Ротон", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест".

По инициативе местных исполнительных и распорядительных органов в Совет Министров Республики Беларусь поступает предложение о создании СЭЗ. Ему предшествует анализ социальных, экологических и экономических условий на предполагаемой для организации СЭЗ территории, результаты которого отражаются в технико-экономическом обосновании. Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.

Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.

Из существующего в республике перечня налоговых и иных платежей резиденты СЭЗ платят в бюджет ограниченное количество: налог на прибыль и доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, налог на землю (или арендная плата), взносы на государственное социальное страхование, государственные пошлины и сборы.

В связи с тем, что деятельность каждой из зон регулируется отдельными положениями о СЭЗ, учитывающими их особенности, можно отметить некоторые расхождения в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной. Например, Положением о СЭЗ "Брест", в отличие от документов, касающихся СЭЗ "Минск" и СЭЗ "Гомель-Ратон", предусматривается, что приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению администрации.

Еще одно отличие состоит в том, что на резидентов СЭЗ "Брест", например, распространяются все налоговые льготы, предусмотренные специальным правовым режимом. Но это не относится к деятельности, связанной с игорным бизнесом. В то же время в иных СЭЗ права и льготы не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание. Что касается налога на доходы, то в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ "Брест", не подлежат налогообложению.

На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...