Служба занятости, ее задачи и функции

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. В России государственная служба занятости была сформирована в 1991 г.

Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

2. информирование о возможностях трудоустройства;

. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

. организация общественных работ;

. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

. регистрация безработных;

. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

. оформление досрочного выхода на пенсию;

. разработка программ занятости;

. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень - федеральная служба занятости;уровень - региональные организации службы занятости;уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

2. оказание помощи в выборе работы;

. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

. определение основных направлений профессионального обучения;

. создание правовой и нормативной базы функционирования;

. координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Причины и последствия несостоятельности предприятия
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением сре ...