Политика занятости в России: сущность, функции

. районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т, д.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по четырем основным направлениям:

) Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке (биржи труда).

2) Стимулирование образования гибкого рынка труда.

) Правовое обеспечение трудовых отношений.

) Социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).

Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам защиты относятся законодательные акты, направленные на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991, который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, следующие гарантии в области занятости:

- свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;

- в соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

- компенсацию, в соответствии с законодательством, материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

- возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

- правовую защиту от необоснованного увольнения.

Закон РФ "О занятости населения в РФ" закрепил в ст.5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- развитие трудовых ресурсов;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости;

- создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

- сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

- поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Причины и последствия несостоятельности предприятия
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением сре ...