Оценка прибыли и рентабельности ОАО «ННГП»

доход прибыль рентабельность экономический

Доходы предприятия включают выручку, проценты к получению, прочие доходы. Увеличению финансовых результатов фирмы способствуют также отложенные налоговые активы.

Среди названных доходов ОАО «ННГП» наибольший удельный вес имеет выручка. Самое высокое отношение иных доходов к выручке зафиксировано по прочим доходам в 2009 году - 1,21%. Соответственно именно анализу выручки должно быть уделено наибольшее внимание.

В 2010 году ОАО «ННГП» не смогло нарастить выручку и допустило её снижение на 840 тыс. руб. или 0,2%. Это связано прежде всего с кризисными явлениями в экономике в целом.

В 2011 году, напротив, был достигнут значительный рост выручки - на 361235 тыс. руб. или 84,32%. Отмеченный рост расценивается положительно, так как создаёт основу для достижения и бóльших финансовых результатов.

Изменения, характерные для показателя себестоимости, расцениваются положительно - в 2010 году в условиях снижения продаж себестоимость сократилась в бóльшей степени - на 9567 тыс. руб. или 9,5%; в 2011 году прирост продаж на уже отмеченные 84,32% сопровождался увеличением себестоимости на 54,66% (49805 тыс. руб.).

Отмеченные тенденции привели к тому, что удельный вес себестоимости сократился с 23,45% по итогам 2008 года до 21,27% по итогам 2010 года (-2,19 процентных пункта) и до 17,84% по итогам 2011 года (-3,42 процентных пункта).

Таким образом, себестоимость не является главным элементом совокупных затрат предприятия.

Выявленные факты изменения выручки и себестоимости обусловили получение однонаправленной динамики роста абсолютных и относительных величин валовой прибыли.

Валовая прибыль по итогам 2010 года возросла на 8727 тыс. руб. или 2,66%, по итогам 2011 года - на 311430 тыс. руб. или 92,32%.

Валовая рентабельность продаж соответственно увеличилась на 2,19 процентных пункта по итогам 2010 года (с 76,55% до 78,73%) и на 3,42 процентных пункта по итогам 2011 года (до 82,16%). Обозначенное значение валовой рентабельности продаж расценивается как очень высокое.

Наибольшие затраты предприятие несёт в виде коммерческих расходов. Данные расходы росли как в условиях снижения продаж (на 11089 тыс. руб. или 3,64%), так и их роста (причём более высокими темпами - на 308660 тыс. руб. или 97,68%). Выявленные тенденции обусловили увеличение удельного веса коммерческих расходов с 71,03% до 73,76% в 2009 году (+2,73 процентных пункта), до 79,10% в 2010 году (на 5,35 процентных пункта).

Управленческие расходы изменялись адекватно изменениям продаж - в 2010 году в условиях снижения продаж сокращение управленческих расходов составило 4233 тыс. руб. или 20,49%, в 2010 году в условиях роста продаж данные расходы приросли на 3650 тыс. руб. или 22,22%. Выявленная изменчивость управленческих расходов обусловила сокращение их удельного веса в выручке - с 4,81% по итогам 2008 года до 3,83% по итогам 2010 года (-0,98 процентных пункта) и до 2,54% по итогам 2010 года (-1,29 процентных пункта).

Тенденция роста финансового результата, выявленная по итогам рассмотрения валовой прибыли, в динамике прибыли от продаж уже не достигается - в 2010 году прибыль от продаж возросла с 3037 тыс. руб. до 4908 тыс. руб. (+1871 тыс. руб.; 61,61%), однако в 2011 году - сократилась, до 4028 тыс. руб. (-880 тыс. руб.; -17,93%).

При этом рост прибыли от продаж в 2010 году был достигнут в условиях снижения продаж, снижение прибыли от продаж произошло в условиях роста реализации.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж по итогам 2011 года - наименьшая в анализируемом периоде - 0,51% по итогам 2011 года (против 0,71% по итогам 2008 года и 1,15% по итогам 2011 года).

Согласно Отчёту о прибылях и убытках ОАО «ННГП» проценты к уплате не выделяются, что не совсем закономерно в условиях, когда на балансе предприятия на всём протяжении анализируемого периода числятся (долгосрочные) кредиты и займы.

В тоже время предприятие имеет в виде дохода проценты к получению, роль которых однако не велика (относительно выручки). Тем не менее вкупе с прочими доходами, это позволило ОАО «ННГП» в 2009 году обеспечить положительное сальдо прочих доходов и расходов, добиться увеличения финансового результата (прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от продаж).

Однако в 2010 и 2011 гг. положительное сальдо прочих операций уже не достигается.

Величины прочих доходов и расходов отличаются значительной вариабельностью. Так, например, прочие расходы в 2009 году сократились до уровня 3,75% от значения годом ранее, однако в 2011 году увеличились в 19,79 раза. Прочие расходы предприятием не были получены в 2009 году, а проценты к получению в 2010 году составили 3,62% прошлогоднего уровня.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Прибыль и рентабельность сущность, роль и пути повышения
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли опр ...