Оценка прибыли и рентабельности ОАО «ННГП»
доход прибыль рентабельность экономический
Доходы предприятия включают выручку, проценты к получению, прочие доходы. Увеличению финансовых результатов фирмы способствуют также отложенные налоговые активы.
Среди названных доходов ОАО «ННГП» наибольший удельный вес имеет выручка. Самое высокое отношение иных доходов к выручке зафиксировано по прочим доходам в 2009 году - 1,21%. Соответственно именно анализу выручки должно быть уделено наибольшее внимание.
В 2010 году ОАО «ННГП» не смогло нарастить выручку и допустило её снижение на 840 тыс. руб. или 0,2%. Это связано прежде всего с кризисными явлениями в экономике в целом.
В 2011 году, напротив, был достигнут значительный рост выручки - на 361235 тыс. руб. или 84,32%. Отмеченный рост расценивается положительно, так как создаёт основу для достижения и бóльших финансовых результатов.
Изменения, характерные для показателя себестоимости, расцениваются положительно - в 2010 году в условиях снижения продаж себестоимость сократилась в бóльшей степени - на 9567 тыс. руб. или 9,5%; в 2011 году прирост продаж на уже отмеченные 84,32% сопровождался увеличением себестоимости на 54,66% (49805 тыс. руб.).
Отмеченные тенденции привели к тому, что удельный вес себестоимости сократился с 23,45% по итогам 2008 года до 21,27% по итогам 2010 года (-2,19 процентных пункта) и до 17,84% по итогам 2011 года (-3,42 процентных пункта).
Таким образом, себестоимость не является главным элементом совокупных затрат предприятия.
Выявленные факты изменения выручки и себестоимости обусловили получение однонаправленной динамики роста абсолютных и относительных величин валовой прибыли.
Валовая прибыль по итогам 2010 года возросла на 8727 тыс. руб. или 2,66%, по итогам 2011 года - на 311430 тыс. руб. или 92,32%.
Валовая рентабельность продаж соответственно увеличилась на 2,19 процентных пункта по итогам 2010 года (с 76,55% до 78,73%) и на 3,42 процентных пункта по итогам 2011 года (до 82,16%). Обозначенное значение валовой рентабельности продаж расценивается как очень высокое.
Наибольшие затраты предприятие несёт в виде коммерческих расходов. Данные расходы росли как в условиях снижения продаж (на 11089 тыс. руб. или 3,64%), так и их роста (причём более высокими темпами - на 308660 тыс. руб. или 97,68%). Выявленные тенденции обусловили увеличение удельного веса коммерческих расходов с 71,03% до 73,76% в 2009 году (+2,73 процентных пункта), до 79,10% в 2010 году (на 5,35 процентных пункта).
Управленческие расходы изменялись адекватно изменениям продаж - в 2010 году в условиях снижения продаж сокращение управленческих расходов составило 4233 тыс. руб. или 20,49%, в 2010 году в условиях роста продаж данные расходы приросли на 3650 тыс. руб. или 22,22%. Выявленная изменчивость управленческих расходов обусловила сокращение их удельного веса в выручке - с 4,81% по итогам 2008 года до 3,83% по итогам 2010 года (-0,98 процентных пункта) и до 2,54% по итогам 2010 года (-1,29 процентных пункта).
Тенденция роста финансового результата, выявленная по итогам рассмотрения валовой прибыли, в динамике прибыли от продаж уже не достигается - в 2010 году прибыль от продаж возросла с 3037 тыс. руб. до 4908 тыс. руб. (+1871 тыс. руб.; 61,61%), однако в 2011 году - сократилась, до 4028 тыс. руб. (-880 тыс. руб.; -17,93%).
При этом рост прибыли от продаж в 2010 году был достигнут в условиях снижения продаж, снижение прибыли от продаж произошло в условиях роста реализации.
Рентабельность продаж по прибыли от продаж по итогам 2011 года - наименьшая в анализируемом периоде - 0,51% по итогам 2011 года (против 0,71% по итогам 2008 года и 1,15% по итогам 2011 года).
Согласно Отчёту о прибылях и убытках ОАО «ННГП» проценты к уплате не выделяются, что не совсем закономерно в условиях, когда на балансе предприятия на всём протяжении анализируемого периода числятся (долгосрочные) кредиты и займы.
В тоже время предприятие имеет в виде дохода проценты к получению, роль которых однако не велика (относительно выручки). Тем не менее вкупе с прочими доходами, это позволило ОАО «ННГП» в 2009 году обеспечить положительное сальдо прочих доходов и расходов, добиться увеличения финансового результата (прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от продаж).
Однако в 2010 и 2011 гг. положительное сальдо прочих операций уже не достигается.
Величины прочих доходов и расходов отличаются значительной вариабельностью. Так, например, прочие расходы в 2009 году сократились до уровня 3,75% от значения годом ранее, однако в 2011 году увеличились в 19,79 раза. Прочие расходы предприятием не были получены в 2009 году, а проценты к получению в 2010 году составили 3,62% прошлогоднего уровня.
Немного больше по теме
Понятие предпринимательской деятельности
Чем
же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью,
что движет им?
С
точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип
мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение
проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя
значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...