Предпосылки и идеология приватизации в России

Процесс приватизации был необходим для России. Долгое время экономика России находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования и еще с 20-х годов ее старались заменить чем-то научно-обоснованным и более рациональным. Однако, был создан неэффективный механизм хозяйствования. Это подтверждает, то что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны.[1] На самом деле мы не продвинулись вперед, а скорее ушли в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого мы пытаемся выйти по сей день. Правительство, пытаясь выйти из этой ситуации, создали рыночную экономику в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры, такие как: социальная поддержка населения, приватизация собственности, устойчивость рубля, наличие конкуренции, формирование рыночных норм поведения, развитие внешнеэкономических связей и тому подобное. Советское государство старалось обеспечить интересы общества, но в основном обеспечивались интересы господствующего класса, которым являлась на то время партхозноменклатура, именно она управляла и распределяла, а, следовательно, и реализовывала отношение собственности.

Следует отметить, что специфическим коллективным собственником, что в Советском Союзе, что в Восточной Европе или же в современном Китае в основном выступает партхозноменклатура. Нарастающие противоречия между государственной формой и общественным характером производства стали причиной реформ Хрущева, Андропова, Косыгинских реформ и перестройки Горбачева. Задачами этих реформ были:

.Демократизация общественно-политической жизни;

.Привлечение трудящихся к решению управленческих производственных вопросов.

Вторая задача объясняет порыв общества к демократии, особенно во время Перестройки. Именно в то время очень быстро образовывались группы ученых и политиков, которые отвергали приоритет государственной собственности и государственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности), впоследствии их стали называть «реформаторы» и «либералы». В такие группы например входили: Г. Попов, Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс и др.

«Реформаторы» считали, что в стране должна быть немедленно проведена массовая приватизация, с созданием многомиллионного слоя новых собственников, конкуренцией и минимизацией государственного регулирования экономики. Нужно заметить, что идеи реформаторов нашли поддержку у значительного слоя советской партхозноменклатуры

В процессе российской приватизации государство, которое было главным инвестором огромного числа убыточных предприятий, в целях развития рыночных отношений, отказалось от этого груза.

Как мы видим, цель приватизации в России заключалась в том, чтобы обеспечить условия для функционирования будущей рыночной системы. Формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода возможно именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны. В процессе достижения целей приватизации немаловажную роль играла программа Российского правительства, которая определяла очередность практических шагов приватизации: преодоление дефицита, бесхозяйственности, монополии, изменение роли государства, создание гражданского общества.

Проанализировав вышесказанное, мы видим, что структура собственности, при участии государства в процессе приватизации, приобрела следующий вид: частный бизнес, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, государственные предприятия, народные предприятия, акционерные негосударственные предприятия. Описанная структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок российского государства является решение многих проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

Немного больше по теме

Платежный баланс страны (Азербайджан)
Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к в ...